Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Сила поэтического «СЛОВА» или ораторы в Древней Греции.

 

  • Элегия гражданская, воинственно-патриотическая у Древних греков.
  •  

    Демосфен стал величайшим оратором древности, имел удивительное влияние на умы сограждан и могуществом речей своих делал более чем флоты и армии.

    (Древняя Греция   А.Н.Бодак и др.)

     

    Из греческой мифологии. Рис. на древнегреческой вазе. Эрмитаж. Остров Саломин находился недалеко от Афин, но не принадлежал Афинской республики, что серьезно сдерживала развитие торговли города-государства Афины.

    После многочисленных и тщетных попыток возвратить столь необходимый для торговли остров, расположенный напротив порта афинян Пирея, в Афинах в начале 6 века до н.э. издали закон, согласно которому под страхом смерти запрещалось  упоминать Саломин перед народом.

    Торговец и путешественник, а так же поэт и патриот своей родины Солон, разбогатевший на торговле оливковым маслом, уважаемый знатью за богатство и уважаемый беднотой за честность - притворился  сумашедшим. Когда о болезни стало официально известно, Солон появился на площади, поднялся на камень, с которого делали объявления народу, и прочел перед собравшимися поэму, в которой он прославлял красоту острова Саламин, и говорил о том, что позорно для афинян уступать его мегарянам. Его выслушали, как умалишенного, но его слова запали в сердца.

    На Саламин! Все пойдем сражаться за остров желанный

    И отвратим от себя трусости тяжкий позор.

    Возбужденные призывами, афиняне под руководством Писистрата – будущего афинского тирана – захватили желанный остров.

    Это событие интересно тем, что в Афинах, главным аргументом, при выяснении отношения  между спорящими стало «СЛОВО».

    В Афинском государстве, громадное значение стало приобретать ораторское искусство, личности пытались убедить противника в своей правоте и достигали, при этом, успехов.

    Младенец Гермес в образе оратора.(Греческая скульптура 3 в до н.э.) Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

     Благодаря тому, что принятие решения по  вопросам, имеющим государственное значение, происходило в процессе обсуждения большим числом граждан, оратор  мог довести свои взгляды до окружающих и влиять на людей  весьма цивилизованным способом. К людям (гражданам Афинского государства) стали обращаться, как к личностям, аргументировано убеждая их. Сделаны в Афинах были  первые шаги к коллективному разуму, когда в решении каких-либо проблем участвует значительное количество людей.

    Характерен диалог между спартанцем Адимантом, командующим объединенным греческим флотом у острова Саломин перед решающей схваткой с персами, и афинским флотоводцем Фелистоколом (начало 5 века до н.э.).

    Фенистокл, вопреки обычаям того времени, оспорил решение  главнокомандующего. Он выступил против принятого решения Адимантом о выводе кораблей греческого флота из узкого пролива на морской простор. Фемистокл предлагал принять бой в проливе у острова Саломин. Разгневанный спартанец хотел ударить афинского флотоводца, который воскликнул: «Бей, но выслушай!» Спартаковец смутился, но выслушал разумный совет вступить в бой в Саломинском проливе. Греки одержали победу над огромным флотом персов, потерявшим маневренность в узком проливе.

     Незаурядная личность Фимистокол, благодаря широкому кругозору, а главное ораторскому таланту, смог убедить главнокомандующего принять разумно решение.

    История афинской демократии полна значительным количеством фактов, когда оратор возбуждает толпу своими речами и внушает толпу голосовать на собрании  не в соответствии с интересами большинства.

    В Афинах изобрели новое оружие, рожденное цивилизацией: идеологическая обработка населения для решения задач правящей элиты.

    25 Марта 1999 г.


  • главная