Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

"ЭТНОС ДРЕВНИЕ ИУДЕИ" (Компьютерная версия книги)

 Мировоззрение арабов формировалось в особых условиях.

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскалённой,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей Вселенной.

...

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом.

И тот послушно в путь потёк

И к утру возвратился с ядом.

...

А князь тем ядом напоил

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

(“Анчар” А. С. Пушкин)

  • Эмир Шаддах и чернокожая рабыня (о нравах арабов в 6-7веке).
  • Арабы. (Жизнь и подвиги Антара.  Средневековая арабская иллюстрация к роману.)

    Огромные просторы Аравии заняты большей часть выжженными палящим солнцем пустынями, покрытыми редкой и скупой растительностью. Рек на территории Аравии мало, к тому же лишь некоторые из них доносят свои воды до Красного моря, большая же часть представляют собой “вади” – сухие русла, наполнявшиеся водой зимой в период дождей, а затем пересыхающие и исчезающие в песках. Для безводной Аравии вода всегда представляла первостепенную проблему. Поэтому тщательно собирались дождевые осадки, вода подземных источников, сооружались искусственные водохранилища и мощные плотины. Благоприятные для жизни, удобные для земледелия области располагаются в основном в юго-западной и южных частях полуострова, представляющих собой возвышенные плато, прорезанные долинами “вади”.

    Пустыни и полупустыни аравийского полуострова – это те особые условия, в которых ковался особый взгляд на мир, особое мировосприятие арабов. История арабской нации исходит к тому далекому периоду, когда толпы гиксосов, среди которых были и семитские племена в конце 18 и начале 17 веков оккупировали Сирию, Палестину, а затем и Египет. В Библии довольно четко указывается, как формировалась арабская нация вследствие смешения пришлых плёмен с выходцами из и Египта. Библия указывает и на родственную связь евреев с арабами.

    Когда Иосиф Прекрасный организовывал торговые связи иудеев, то, безусловно, караваны отправлялись не только из Египта в Месопотамию, но и шла интенсивная торговля с племенами аравийского полуострова, налаживалась транзитная торговля через Аравию с Африкой и Индией.

    После бегства иудеев из Египта Моисей сорок лет жил со своим народом в полупустынях Синайского и Аравийского полуостровов. Евреи находились среди родственных им племен, и часть этих родственных племен, вместе с выходцами из Египта в 13 веке до н.э. завоевали Палестину.

    Не случаен и тот факт, что возникновение древних государств на Аравийском полуострове происходит с незначительным опозданием после создания еврейского государство. Связи еврейских племен с племенами, проживающими на аравийском полуострове, были сильны. С культурными достижениями евреев в той или иной форме проарабские племена были знакомы. Торговые связи евреев с государствами аравийского полуострова не прекращались на протяжении всего существования еврейских государств. Еврейский царь Соломон построил флот в Аравийском заливе (Красном море) для того чтобы облегчить торговлю с южноаравийскими государствами, находящимися в стадии своего формирования. Вероятно, торговые отношения арабов с еврейским государством дало толчок к формированию их собственных государств.

    Пока существовало еврейское государство, процветали и государства на юго-востоке аравийского полуострова: Майн, Саба, Асуан и другие.

    Арабская нация формировалось, при относительном влиянии могучих соседей, но без их активного участия. На протяжении 2400 лет, от начала формирования арабской нации до принятия арабами ислама, южноаравийские государства не были оккупированы вражескими государствами, и их жители не испытали принудительного, навязываемого влияния других идеологий, другого мировосприятия.

    Попытки ассирийцев, персов, Александра Македонского и, наконец, Цезаря Августа подчинить эти территории завершались провалом. Древняя Аравия сохранила свою самобытную культуру, своё самобытное мировосприятие.

    Арабская нация формировалось в жестких условиях.

    Во времена формирования аравийских государств в начале первого тысячелетия до н. э. пустыня не была столь недоброжелательна к своим обитателям. Постепенно климат на полуострове становился всё более засушливым, и соответственно сокращались площади посевных культур выращиваемых в Аравии, что приводило к жесточайшей конкуренции людей в борьбе за выживание. Пустыня всё меньше и меньше мере могла прокормить своих обитателей.

    Но наступление пустыни на оазисы не была основным потрясением для формирующейся арабской нации.

    Экономически государства Южной Аравии были связаны с торговым еврейским капиталом, который наладил транспортировку грузов караванами через Аравию, и поэтому потрясения в израильском государстве сказывались на благополучии государств Аравийского полуострова. Самообеспечение продуктами питания, при скудном растительном покрове и ограниченном запасе перстной воды, было невозможно. Кроме этого, следует учесть, что много площадей в Аравии было занято под пряности, предназначенныена продажу.

    При активизации транзитной торговли на аравийском полуострове возникало избыточное население. Караваны, перевозящие грузы по пустыне требовали привлечение значительных сил населения, как по обслуживанию транспортируемых грузов, так и для их охраны. Каждый сопровождающий караван бедуин был не только подсобным рабочим, но воином, охраняющим караван, так как караваны подвергались постоянным нападением конкурирующих групп. Кризисы вызванных внешними причинами приводили к уменьшению потоков грузов через Аравию, и тогда население не находило себе занятие, и место для прокормления.

    После того, как в 586 г до н.э. вавилонские войска взяли Иерусалим и значительная часть иудеев была уведена в Вавилонию - были нарушены отлаженные торговые связи. Как следствие ожесточенная борьба между мини государствами Аравии за выживание в новых условиях. Об ожесточении её свидетельствует, например, война Сабы, Катабана и Хадрамаута против Ассанга, в ходе которой были перебиты 16000 асуансов, разрушены и сожжены его важнейшие города, и само государство поглощено Катабаном. Маин с трудом сдерживал экспансию Сабы и Катабана.

    В непрекращающихся войнах в конце первого тысячелетия гибла избыточная часть населения, и ситуация все более и более усугублялась из века в век.

    Открытие эффекта постоянных ветров муссонов и совершенствование техники мореплаванья, позволила египтянам, персам, грекам устанавливать прямые контакты с Индией, и преобладающую роль стали играть не сухопутные, а морские перевозки, минуя транзитные переходы через аравийский полуостров.

    К концу первого тысячелетия все больше стало сказываться на населения Аравии изменение климата: пустыня поглощала оазисы.

    В этих условия была жесточайшая конкуренция жителей аравийского полуострова за право существовать, жестокий отбор, в котором побеждали наиболее жизнестойкие, наиболее воинственные, коварные и жестокие жители сурового края.

    Вначале первого тысячелетия ситуация несколько улучшилась: Рим сконцентрировал богатства мира в своих руках. Римская знать стала утопать в роскоши, возникла индустрия развлечений и потребность в изысканных предметах с Востока, караванные пути через Аравию оживились, опять стало увеличиваться население Аравийского полуострова. Население всё больше стало создавать товаров традиционного экспорта: благовоний и пряностей, драгоценных камней и золота и увеличилась транзитная торговля слоновой костью, красным деревом и другими товарами.

    Арабы наступают. (Жизнь и подвиги Антара.  Средневековая арабская иллюстрация к роману.)

    Следующая катастрофа для аравийского полуострова наступала вместе с распадом и утратой могущества Римом. Во времена Великого Переселения Народов, когда вся Европа пришла в движение, ослабленное Римское государство уже не было способно сопротивляться натиску варваров - благовоний и пряностей нужно было всё меньше. Закупку этих товаров их на аравийском полуострове резко сократились, что естественно привело к новому кризису и упорной борьбе за выживание.

    В этот период на полуострове создались условия для возникновения ислама.

  • главная