Лимарев В.Н.
Добытые человеком знания и Божье откровение.
Европейская цивилизация сделала рывок в познании окружающего мира благодаря тому, что католический мир признал богоугодными философские трактаты знаменитого схоластика Фомы Аквинского (1225-1274) .
Фома Аквинский утверждал, что знания, которые человек считает добытыми своим разумом, на самом деле передаются человеку Богом через Божественные откровения.
Фома Аквинский в своих работах писал:
«Хотя и человек не обязан испытывать разумом то, что превышает возможности человеческого познания, однако же, то, что передано Богом в откровении, следует принимать за веру. Различие в способах, при помощи которых может быть познан предмет, создает многообразие наук.
… священное учение есть наука. Теология есть такая наука, которая зиждется на основоположениях, и является высшей наукой. Теология может взять нечто от философских дисциплин, но не, потому что испытывает необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ей положений. Так как основоположения свои она заимствует не от других наук, а непосредственно от Бога. При этом же она прибегает другим наукам, как подчиненным ей служанкам, подобно тому, как теория архитектуры прибегает к служебным дисциплинам…»
Познакомившись с трудами древнегреческого мыслителя Аристотеля, Фома Аквинский их переосмыслил, и признавал, что вещи представляют собой единство формы и материи, при этом каждая вещь обладает некой сущностью.
Сущность каждой вещи и всех вещей вместе взятых проявляется благодаря тому, что есть некая сущность всех сущностей, форма всех форм (идея для всех идей). Если Аристотель называл эту высшую сущность - Умом, то с христианской точки зрения - это Бог.
Эти утверждения Фомы Аквинского, поднятые на щит иезуитами, дали возможность ученным включиться в процесс познания окружающего мира.
Быть ревностным католиков и в то же время заниматься естествознанием, изучая природные явления, стало нормой для европейских ученых.
Ревностным католиком были известный ученый Паскаль, посвятивший себя изучению законов физики, ревностными католиками были и ученые Декарт, Вольтер, Дидро.
Западная наука, преобразившая жизнь на Земле, вышла из монастырских келий, в которых ученые монахи, занимаясь богоугодным делом, изучали природу.
Знания, добытые этими учеными, это продукт их пытливого ума или божественное откровение - вопрос дискуссионный.
Считать, что каждый шаг великих ученых сделан под руководством Высших Сил – противоречит здравому смыслу.
Бог действительно присутствует в творчестве великих мыслителей, но его роль - это роль катализатора процесса, когда он подталкивает ученых к исследовательской деятельности.
Божественное откровение происходит тогда, когда Человек благодаря своим творческим изысканиям может четко сформулировать цель своих изысканий и готов понять смысл божественного откровения. Когда Человек, занимаясь познанием окружающего мира, развивает свой интеллект до такого уровня, что способен правильно воспринять информацию от Высшего Разума.
Интеллектуальные возможности Высшего Разума и Человека несоизмеримы, в чем и заключается проблема диалога между Высшим Разумом и Человеком.
Высший Разум – интеллектуальное совершенство.
Возможностей человека ограничены
объемом знаний об окружающей природе,
глубиной переосмысливания этих знаний и зависят
от гибкости мышления человека.
Гибкость мышления - продукт упорных интеллектуальных тренировок.
главная