Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Конфуций.

Учитель и пример для десяти тысяч поколений, равный
Небу и Земле.
(Надпись на воротах храма посвящённого Конфуцию)

  • Религии мира.
  •  Конфуций

    Китайские хронологические таблицы указывают время рождения Конфуция на 21 октября 551 года до н.э.

    Отец Конфуция, которого звали Шу Лиан-хо, был военным и занимал ответственные посты при правителе в княжестве Лу. У него было девять дочерей от двух жен и ни одного сына-наследника. Это очень его беспокоило. И когда главная жена умерла, он в 70 лет женился на молодой девице Чинг Тси из знатного рода Иён. Через девять месяцев у молодожен родился необыкновенный мальчик.

    Что характерно, рождение Конфуция, или точнее мальчика Киеу, напоминает рождение Иисуса из Назарета. Так же престарелый отец, не способный к деторождению, и чудесное зачатие не без участия Высших Сил.

    В ночь, когда родился младенец, над холмом всё время парили в воздухе два дракона и стерегли холм, на котором роженица решила разрешиться от бремени у дуплистого тутового дерева. В небесах раздавались гармоничные упоительные звуки, и голоса незримых духов пели: “небеса трепещут от радости при рождении святого сына!” Когда ребёнок родился на свет, из земли стал бить ключ чистой тёплой воды и исчез, как только младенец был омыт…”

    Смерть матери его произошла в 528 г до н.э. К этому времени Киеу успел успешно окончить общественную школу, успешно окончить высшее училище, поработать государственным инспектором по надзору за свежестью припасов на рынке и в лавках, а затем и инспектором пахотных полей, лесов и стад. Киеу женился на знатной девице по имени Кикоан Ши и стал счастливым отцом. У него родился сын, а затем и дочь.

    Смерть матери потрясла молодого Конфуция и стала рубежом между старой и новой жизнью.

    В китайских священных книгах говорится: “Кто исполняет траур, тому пища не сладка, музыка не весела, жизнь не спокойна… Сын только через три года сходит с рук родителей, и поэтому трёхлетний траур обязан для всех.

    Выйдя в отставку, он, прежде всего, занялся погребением тела матери, желая похоронить её вместе с телом умершего двадцать лет тому назад отца в одной общей могиле. При погребении Конфуций в первый раз выступил в роли общественного учителя. “Соединённые при жизни, - сказал при погребении матери Киеу, - не должны разлучаться и по смерти. Погребение Киеу произвел в соответствие с древними законами. Современники Конфуция уже стали забывать древние обычаи и хоронили усопших, как попало, и практически не соблюдали траур. Не только современники забыли о почтении к умершим, но уважение к живым и, в первую очередь, к старшим не всегда имело место среди китайцев, живших в шестом веке до н.э.

    Три года, соблюдая траур о матери, Конфуций жил в уединении, оплакивая свою мать и все три года изучал древние книги и совершенствовал те знания, которые он получил в школе и во время службы.

    “Учиться, и с каждым днём совершенствоваться, не так же ли приятно, как встречаться с другом, пришедшим из далёкой страны”, – говорит Конфуций и ежедневно всё своё свободное время употребляет в обучение. Прежде всего, изучает священные книги древности и постановления великих и мудрых древних правителей, как Яо, Шуна, Ю. Для него они - образец совершенных людей, как пример нравственности и наилучшего управления государством. В это время и решил Киеу посвятить свою жизнь пропаганде высоких идей нравственности, а Великие предки стали для него образцом нравственного совершенства.

    После окончания траура Киеу ещё учился пять лет, тщательно изучая наследие своих предков, и, как положено пророку, в возрасте 30-31 год начал проповедовать. Проповеднической деятельности он посвятил остальные годы жизни. Вскоре слава о его учености и мудрости распространилась по всему Китаю, к нему стали стекаться жаждущие знаний и мудрости…

    Конфуцию было суждено прожить до 72 летнего возраста, и все эти годы он неустанно занимался вопросами этики. Его учение является этико-политическим, в котором разум преобладает над чувствами. Конфуций разработал целую систему морально-этических догм и норм поведения человека: почитание предков, особенно родителей, любовь к родственникам; уважение к старшим и подчинение им, стремление к внутреннему совершенствованию и т.д.

    Мне бы хотелось попытаться сжато изложить суть морально-этических догм, переданных человечеству Великим Учителем.

    1. Люди любите друг друга и весь род человеческий.
    2. Все вы всегда и всем обязаны усопшим. Не было бы одних и других не было бы.
    3. Воздадим почести усопшим, и наши потомки воздадут почести нам.
    4. Всё свободное время употребляй на обучение.
    5. Музыка выражает и живописует наш союз с землёй. С богослужением и музыкой – в империи ничего не может быть невозможного.
    6. Как бы ни были велики наши ошибки, они ничтожны в сравнении с малодушием. Всякая ошибка - дело поправимое, но самоубийство – преступление непоправимое.
    7. Пока человек жив, он должен ни в чем не отчаиваться. От величайшего горя он может перейти к величайшей радости, от ужаснейшего бедствия к полнейшему блаженству.
    8. Сталь ломается, как бы не была она крепка.
    9. Гордый, ставя себя выше других, воображает, что все ему поклоняются, другие же считают его ниже себя, не обращают на него никакого внимания.
    10. Излишне снисходительный человек, который со всеми соглашается, чтобы всего достигнуть, делается всегда игралищем собственного легковерия.
    11. Истинный мудрец не доверяется всякому встречному, а сообщается сообразно со временем и обстоятельством. В добрые времена он говорит, в тяжелые безмолвствует.
    12. Истинный добродетель своей добродетели на показ не выставляет и не трубит в уши всем и каждому, что он мудр и добродетелен.
    13. Делитесь своей мудростью с другими, не будьте мудрецом сами для себя.
    14. Излишняя слабость или излишняя суровость вредны, умей соединять силу с умеренностью.
    15. Высокомерие, заносчивость, неопытность, неосмотрительность – вот главные источники ошибок молодости. Надутые своими ничтожными достоинствами, нахватавшись верхушек знаний, молодые люди считают себя всезнающими; они считают себя героями мудрости и добродетели, лишь только им удаётся совершить самое обыкновенное дело… и часто попадают в умело расставленные ловушки.
    16. Князь должен быть князем, министр – министром, и отец – отцом.
    17. Если землепашец начнёт заниматься военным делом, чтобы защитить себя и близких, хорошим солдатом он не сделается, но зато обрабатывать поле будет хуже.
    18. Всё достойно внимания мудреца, и нет ничего, чем бы мудрец не мог или не должен заниматься.
    19. Данное тебе небом богатство умей употребить во благо ближних. Если у тебя есть излишки продуктов, раздай их голодающим людям.
    20. Кладбище не должно быть местом для гуляний. Пировать и веселиться на них – значит издеваться над мертвыми.
    21. Казнить, наказывать смертью тех, которые заслуживают этого за вину важную и сознательную. Сначала надо научить народ, и тогда уже, в случаи сознательного неповиновения, наказывать его!
    22. Муж – голова; он повелевает, жена повинуется. Он – небо, она - земля.
    23. Основа супружества - взаимное доверие, честность и уважение, власть и руководство со стороны мужа, повиновение и покорность со стороны жены во всех тех случаях, когда муж не нарушает правил приличия и чести.
    24. От брака зависит судьба женщины, и девица должна быть очень предусмотрительна, вступая в брак. Она не должна вступать брак с преступниками и с одержимыми хроническими недостатками – болезнями.
    25. Муж имеет право отпустить от себя жену, если она не уважает родителей мужа, при её бесплодии, супружеской неверности, при непристойном её поведении, при склонности к воровству и мотовству.
    26. Бескорыстие – путь к справедливости; корыстолюбец не может быть справедливым; всякое приношение и всякий дар от нищих, под каким бы предлогом они не сделаны, есть гнусная кража.
    27. Будьте всем доступны. Не показывайте никому мрачного лица, будьте со всеми приветливы, обходительны и ласковы.
    28. Человек отличается от прочих существ разумом, дарованным ему от неба. Частицы отца и матери, соединяясь в предназначенном для этого органе, суть - причина нашего бытия, ибо соединение двух начал – источник всего сущего. Новорожденный не есть человек в настоящем смысле этого слова, он делается человеком тогда, когда небо одарит его разумом и способностью мыслить.
    29. Когда в мире порядок, мудрецы безмолвствуют по примеру Неба.
    30. Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
    31. Совершенствуй себя, чтобы принести покой другим.
    32. Стыдись быть бедным и убогим,
    33. Когда в стране есть путь;

      Стыдись быть знатным и богатым,

      Когда в ней нет пути.

    34. Следуй желаниям своего сердца, и не нарушай меры.
    35. Благородный муж наделен пятью добродетелями: человеколюбием, долгом, т.е. моральными обязательствами, нормами поведения, т.е. соблюдениями правил этикета, церемоний, благопристойности, а так же верностью и знаниями.
    36. Для того, чтобы управлять государством, нужно быть осмотрительным, умеренным в потреблении, любить народ, знать время, когда можно привлекать народ к исполнению повинностей.

    30 Ноября 2000 г.



  • главная