Лимарев В.Н.
Конфуций.
Учитель и пример для десяти тысяч поколений, равный
Небу и Земле.
(Надпись на воротах храма посвящённого Конфуцию)
Китайские хронологические таблицы указывают время рождения Конфуция на 21 октября 551 года до н.э.
Отец Конфуция, которого звали Шу Лиан-хо, был военным и занимал ответственные посты при правителе в княжестве Лу. У него было девять дочерей от двух жен и ни одного сына-наследника. Это очень его беспокоило. И когда главная жена умерла, он в 70 лет женился на молодой девице Чинг Тси из знатного рода Иён. Через девять месяцев у молодожен родился необыкновенный мальчик.
Что характерно, рождение Конфуция, или точнее мальчика Киеу, напоминает рождение Иисуса из Назарета. Так же престарелый отец, не способный к деторождению, и чудесное зачатие не без участия Высших Сил.
В ночь, когда родился младенец, над холмом всё время парили в воздухе два дракона и стерегли холм, на котором роженица решила разрешиться от бремени у дуплистого тутового дерева. В небесах раздавались гармоничные упоительные звуки, и голоса незримых духов пели: “небеса трепещут от радости при рождении святого сына!” Когда ребёнок родился на свет, из земли стал бить ключ чистой тёплой воды и исчез, как только младенец был омыт…”
Смерть матери его произошла в 528 г до н.э. К этому времени Киеу успел успешно окончить общественную школу, успешно окончить высшее училище, поработать государственным инспектором по надзору за свежестью припасов на рынке и в лавках, а затем и инспектором пахотных полей, лесов и стад. Киеу женился на знатной девице по имени Кикоан Ши и стал счастливым отцом. У него родился сын, а затем и дочь.
Смерть матери потрясла молодого Конфуция и стала рубежом между старой и новой жизнью.
В китайских священных книгах говорится: “Кто исполняет траур, тому пища не сладка, музыка не весела, жизнь не спокойна… Сын только через три года сходит с рук родителей, и поэтому трёхлетний траур обязан для всех.
Выйдя в отставку, он, прежде всего, занялся погребением тела матери, желая похоронить её вместе с телом умершего двадцать лет тому назад отца в одной общей могиле. При погребении Конфуций в первый раз выступил в роли общественного учителя. “Соединённые при жизни, - сказал при погребении матери Киеу, - не должны разлучаться и по смерти. Погребение Киеу произвел в соответствие с древними законами. Современники Конфуция уже стали забывать древние обычаи и хоронили усопших, как попало, и практически не соблюдали траур. Не только современники забыли о почтении к умершим, но уважение к живым и, в первую очередь, к старшим не всегда имело место среди китайцев, живших в шестом веке до н.э.
Три года, соблюдая траур о матери, Конфуций жил в уединении, оплакивая свою мать и все три года изучал древние книги и совершенствовал те знания, которые он получил в школе и во время службы.
“Учиться, и с каждым днём совершенствоваться, не так же ли приятно, как встречаться с другом, пришедшим из далёкой страны”, – говорит Конфуций и ежедневно всё своё свободное время употребляет в обучение. Прежде всего, изучает священные книги древности и постановления великих и мудрых древних правителей, как Яо, Шуна, Ю. Для него они - образец совершенных людей, как пример нравственности и наилучшего управления государством. В это время и решил Киеу посвятить свою жизнь пропаганде высоких идей нравственности, а Великие предки стали для него образцом нравственного совершенства.
После окончания траура Киеу ещё учился пять лет, тщательно изучая наследие своих предков, и, как положено пророку, в возрасте 30-31 год начал проповедовать. Проповеднической деятельности он посвятил остальные годы жизни. Вскоре слава о его учености и мудрости распространилась по всему Китаю, к нему стали стекаться жаждущие знаний и мудрости…
Конфуцию было суждено прожить до 72 летнего возраста, и все эти годы он неустанно занимался вопросами этики. Его учение является этико-политическим, в котором разум преобладает над чувствами. Конфуций разработал целую систему морально-этических догм и норм поведения человека: почитание предков, особенно родителей, любовь к родственникам; уважение к старшим и подчинение им, стремление к внутреннему совершенствованию и т.д.
Мне бы хотелось попытаться сжато изложить суть морально-этических догм, переданных человечеству Великим Учителем.
Когда в стране есть путь;
Стыдись быть знатным и богатым,
Когда в ней нет пути.
30 Ноября 2000 г.
главная