Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Государство Исмаилитов. (Иран в 12 веке).

  • Государство Исмаилитов.(карта).

  • (реферат)

  • Религии мира.
  •  

    Современное святилище исмаилитов в Афганистане. Фото Админа Муна.

    В период господства сельджуков в Иране обострились до крайности противоречия между различными слоями населения.

    Сельджуки установили в Малой Азии систему военных ленов (икта), раздаваемых землю как кочевой, так и оседлой знати. Кроме икта, имелись земли мульковые, владельцы которых не были обязаны нести службу султану, и земли вакфные, принадлежавшие мусульманскому духовенству. Большой земельный фонд составляли собственные земли султана — хасс.

    Повсеместное распространение икту (дарение) привело к усилению эксплуатации иранского крестьянства. Класс феодалов вырос численно, главным образом за счет тюрок. Эксплуатация иранских крестьян тюркскими феодалами сопровождалось грабежами, оскорблениями, насилиями. Общинные земли отнимались и переходили в собственность государства и феодалов.

    В городах Ирана те же тюркские феодалы действовали безнаказанно относительно ремесленников, мелких торговцев и их семей. Одна часть иранской знати, приспособилась к завоевателям — сельджукам, принимало активное участие в эксплуатации своих соплеменников. Другая, утратила ведущие должности и свои земельные владения, была в тайной оппозиции к сельджукам. Эта недовольная часть населения Ирана и стала питательной средой, в которой пустил корни исмаилизм.

  • Исмаилизм. (сайт: Материал из Википедии).

  • Создание государство Исмаилитов связывают с деятельность шиита Хасана ибн Саббаху, который стремился уничтожить власть сельджуков.

    Первоначально Хасан ибн Саббах исповедовал веру своих отцов шиитов, но затем оказался под влиянием исмаилитов города  Рейя (совр. Тегеран).

    Захват исмаилитами крепости Аламут (1090) положил начало существованию в Иране самостоятельного государства, не подчиненного ни Сельджуком, ни Фатимидам.

  • Аламут. (сайт: Материал из Википедии).

  • Смерть султана Мелик-шаха (1092) вызвала резкое изменение политической обстановки в государстве сельджуков. Началась острая борьба за престол между его сыновьями и братьями.

    Во время правления султана Баркйарука (1094—1105) междоусобица охватили всю страну. Мятежи против владычества тюркских феодалов происходили в районах Исфахане, Хамадана, Рейя, Себзевара, Мерва, Серахс, Балха, а также в Хорезме. В столице и во всей стране отсутствовала твердая власть.

    В течение этих 12 лет создались благоприятные условия для укрепления исмаилитов в уже занятых ими районах.

    Ислаимиды произвели неудачную попытку захватить Исфахан, но, несмотря на поражение и гибель  руководителя их восстания, большая часть из них благополучно добралась до исмаилитских крепостей, расположенных в других районах Ирана.

    Потерпели поражение исмаилиты и в Серии.

    Несмотря на отдельные неудачи, политическая цель, поставленная Хасаном ибн Саббаху и исмаилитамы, была достигнута. Ими было создано совершенно независимое от сельджуков самостоятельное государство.

    Вождь народных восстаний и антисельджукской борьбы Хасан ибн Саббах стал главой государства и имел неограниченную политическую и духовную власть. Его учение "Дават-и джадид" стало официальной религией исмаилитского государства.

    В это время в исмаилитском государстве еще не было резкой имущественной дифференциации между правителями, представителями государства и простым народом. Суровый, аскетический образ жизни, установленный Хасаном ибн Саббаху для всех без исключения, соответствовал извечным мечтам крестьянских масс об уничтожении разницы между богатыми и бедными, об имущественном равенстве.

    Хасана ибн Саббаху был правителем, который принесет людям благоденствие и полную социальную справедливость, т.е. жизнь без эксплуатации.

    Для Исмаилитского государства характерен был отказ от наследственной монархии; уничтожения института икту и связанной с ним совокупности феодальных налогов, поборов и повинностей, существовавших в сельджукском государстве; черты аскетизма и стремление к общему равенству; обязательная для всех строгая дисциплина.

    С 20-х по 60-е годы внешняя политика государства исмаилитов развивалась по следующим основным направлениям: расширение территории государства путем завоевания феодальных крепостей и строительства новых укреплений; открытая вооруженная борьба с войсками феодалов; индивидуальный террор против классовых, политических и религиозных врагов Исмаилитского государства.

    Вскоре после смерти Хасана ибн Саббаху правителем Аламутского государства стал Кийа Бузуг Умид (1124 — 1138), который, по-сути, установил наследственную монархию. В это время отмечено выдвижение Кийаев на важнейшие военные и административные должности.

    Расширение территорий Исмаилитского государства на севере Ирана увеличивало его население и укрепляло экономическую базу.

    В Исмаилитском государстве наблюдался относительно высокий уровень развития производительных сил. Удаленные друг от друга владения т отдельные крепости, составлявшие Исмаилитское государство, включали сельскохозяйственные районы, пригодные для разведения всех видов сельскохозяйственных культур, пастбища, которые обеспечивали кормами множество скота; города с развитым ремеслом, продукция которого шла на экспорт и на местное потребление.

    Развито скотоводство обеспечивало продукты питания: мясо, сыр, молоко, масло, а также шерсть для изготовления одежды. О значении скотоводства в экономике говорит и то, что профессия пастуха не считалась стыдно даже для самого главы государства. Правитель Аламута Красный ад-дин в своей юности пас баранов.

    Обилие дождей и наличие горных рек в Рудбаре создают благоприятные условия для развития богарного и поливного земледелия. Источники упоминают о созданных вокруг крепости Ламасар садах и огородах.

    Принадлежавших исмаилитам опорные точки, располагавшиеся на важнейших торговых путях, обеспечивали денежные доходы от сбора торговых пошлин, от охраны и грабежей караванов.

    К началу 13 века в Исмаилитском государстве резко обострились внутренние противоречия. Шла напряженная борьба между двумя группировками: подвившийся класс феодалов стремился к расширению своих богатств и рядовыми исмаилитами, которые требовали социальной справедливости.

     С приходом к власти Джелаль ад-дина Хасана (1210—1221) и его феодального группировки, поддерживала немедленное изменение всей внешней и внутренней политики Исмаилитского государства.

    Джелаль ад-Дином Хасаном, взял на провозглашение суннитского ислама, прекращение всякой борьбы исмаилитов с феодальными государствами и установление дружественных и родственных связей с их правителями.

     

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Л.В. Строева "Государство исмаилитов в Иране в 11-13вв.", Наука, М., 1978 год.

  • главная