Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.





Великая Яса - Чингиз -хана


Чизгиз-хан усадил возле себя обоих сыновей. Сперва он давал им
советы относительно жизни и управления государством, затем
сказал: “Стойте крепко и грозно во главе всего государства и
монгольского народа и не смейте извращать или не исполнять
мой “Ясак”.
(В. Г. Ян “Чингиз-хан”)

 Монгольский воин

К 1198 году объединение племен монгольской степи состоялось. Тэмурджин (Чизгиз-хан) стал во главе мощной орды. Для управления подчиненными ему племенами нужны были законы. Сторонники Чингиза желали твёрдого порядка, гарантий взаимовыручки и уважения своих прав, и Чингис сформулировал новый свод законов – Великую Ясу. История умалчивает как у Чизгиз-хана произошло “озарение”, и он сформулировал новые законы своим поданным. Если бы не существовало этих законов, создание мировой державы монголов вряд ли состоялось. Яса отнюдь не являлась модификацией обычного права, а основывалась на обязанности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства без каких-либо компромиссов.

Яса Чингиз-хана, по сути дела, явилась сводом правил поведения монголов, правилом общежития монголов и моральных аспектов при ведении боевых действий. Так по Великой Ясе каждого предателя, то есть человека, обманувшего доверившегося ему, предавали смертной казни. Простым людям отрубали голову, а людям высокого положения ломали позвоночник так, чтобы кровь оставалась в теле убитого. В этом случаи, по монгольскому поверию, убитый мог возродиться к новой жизни. Если кровь вытекала на землю, человек терял не только жизнь, но и душу. Точно так же смертная казнь полагалась и за неоказания помощи боевому товарищу. Например, встретив любого соплеменника в пустыне, каждый монгол был обязан предложить ему поесть и попить. Ведь путник, который не имел возможности подкрепить силы, мог умереть, и тогда на нарушившего закон падало обвинение в убийстве. Если кто-то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен был поднять и вернуть ему оружие. Нарушение этих правил также приравнивалось к неоказанию помощи и влекло за собой смертную казнь.

Кара смертью была воздаянием и за убийство, блуд мужчины, неверность жены, кражу, грабеж, скупку краденого, сокрытие беглого раба, чародейство, направленное на вред ближнему, троекратное невозвращения долга. За менее тяжкие преступления полагалась ссылка в Сибирь или наказание штрафом.

Как отмечает Л. Н. Гумилёв: “ Яса –неслыханное нарушение племенных обычаев – ознаменовала конец скрытого (инкубационного) периода монгольского этногенеза”. То есть после обнародования Ясы произошел качественный скачек в развитии монгольской нации, созданы были новые предпосылки для выполнения “Великой миссии монголов”.

Позже отпадет необходимость в строгом выполнении положений Ясы, так как, после завоевания множества народов, монголы столкнутся с другим мировосприятием, и тупое выполнение ясы, при этом, привело бы к уничтожению на земле цивилизации, а цивилизация на земле, после завоевания монголов, не только не погибла, но и получила мощный толчок для развития. Уже дети Чингисхана увидели в Ясе ряд недостатков, препятствовавших взаимопониманию монголов с другими нациями, и вынуждены были проповедовать веротерпимость.

Третий сын Чизгиз-хана, Угэдэй отличался добротой и терпимостью к людям.

Разницу в поведении Угэдэя и другого сына Чизгис-хана Чагатая, отличавшегося тупым исполнением законов Ясы, можно иллюстрировать следующим случаем, произошедшим с братьями:

“Однажды, во время совместной поездки братья увидели в воде мывшегося мусульманина. По мусульманскому обычаю каждый правоверный обязан был несколько раз в день совершать намаз и ритуальное омовение. Монгольская традиция, напротив, запрещала человеку мыться где-либо в течение всего лета. Монголы полагали, будто мытьё в реке или озере вызывает грозу в степи, которая очень опасна для путников, и поэтому “вызов” грозы рассматривался как покушение на жизнь других людей. Нукеры (дружинники) безжалостного законника Чагатая схватили мусульманина. Предвидя кровавую развязку, несчастному грозило отсечение головы, Угэдэй послал своего человека, чтобы тот велел мусульманину отвечать, что он уронил в воду золотой и всего лишь искал его там. Мусульманин так и сказал Чагадаю. Тот велел искать монету, а за это время дружинник Угэдэя подбросил золотой в воду. Найденную монету вернули “законному” владельцу. На прощание Угэдэй вынул из кармана горсть монет, протянул её спасённому им человеку и сказал: “Когда ты в следующий раз уронишь в воду золотой, не лезь за ним, не нарушай закон”.

В конечном итоге монголы прекратили преследовать верующих людей и с уважением стали относиться к чужим богам и законам. Вследствие веротерпимости монголов стал возможным союз их с Русью.

24 Сентября 1999 г.

  • главная