Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Колодезные поля государства Чжоу.

(основные этнические ценности чжоунцев)

Благодаря жесткому централизованному управлению государством и принятию прогрессивной для своего времени системы землепользования, произошло усиление государства Чжоу, и его этнические ценности стали - суперэтническими.

Административные деления:

Пять семей объединялись в общину (линь),

пять таких общин составляли деревню (ли),

четыре деревни объединялись в “цзу”,

пять “цзу” образовывали “дан”,

пять “дан” составляли округ (чжоу),

пять чжоу объединялись в “сан-саны”.

Во главе каждого объединения стоял государственный чиновник, который управлял в наследственном владении предоставленной ему землей.

Главой объединения “сан –саны” был управитель (чжухоу).

Чжухоу получил право на пользования всеми землями, входящими в объединение “сан-саны”, от верховного правителя “вана”, которого называли старшим сыном неба, и он имел право властвовать над всеми.

Небо, согласно этических ценностей чжоусцев, вручило вану земли и подданных, и поэтому он вправе властвовать над ними. Ван передавал право пользования всей землей чжухоу. Чжухоу, в свою очередь, передавал право владеть землей дафам. Дафы передавал право на пользование землей подчиненным ему “ши” и т.д.

После распределения, земля и подданные номинально считались принадлежащими вану. Фактически тот, кто её получал от вана, имел право распоряжаться землей и чиновниками низшего ранга как своей собственностью. Правда, изначально, полученный участок земли не разрешалось закладывать или продавать.

Государство установило налог 1/9 часть урожая, который чиновниками, поэтапно, собирали с общин.

Кроме этого те, кто получал титул и владения от вана, и являлись высшими сановниками, в зависимости от занимаемого места на общественной лестнице, обязаны были преподносить подати и подношения правителю (вану). Был разработан церемониал, который происходил в торжественной обстановке,с вручением подарков и грамот. Неправильное соблюдение этикета при принесении даров означало - неуважение и оскорбление правителя и было равнозначно отказу от подношения даров. Подношения производились в виде драгоценных камней, шелковых тканей, звериных шкур, изделий ремесленного производства.

Колодезные поля.

Общинники - земледельцы должны были обрабатывать казенные (государственные) поля. Удобные для обработки участки земли были разделены на квадраты площадью 900 му (900 му - примерно 3,5 гектара), которые получили название – цзин (колодезные поля). “Колодцы” передавались в пользование земледельцам. Такое деление было экономически обосновано тем, что давало возможность вести учет хозяйствования - эффективность землепользования.

Семьи, входящие в общину, обрабатывали свои поля, пользуясь совершенной системой орошения, которую содержали в надлежащем состоянии.

Землей распоряжался глава семьи, но не мог её продать. После того как глава семьи состарится или умрет, главой семьи становится старший сын от первой жены, который наследует право распоряжаться земельным наделом. Общинники из поколения в поколение всей семьей были привязаны к участкам земли, так как не имели других средств к существованию.

Помимо государственных квадратных полей имелась ещё и целина, являющаяся частными полями. Это в основном были неудобные земли разнообразной формы. Они являлись объектами купли продажи.

Согласно высочайшему повелению Сына Неба.

Общинники-земледельцы во время войны обязаны были нести и воинскую повинность: они должны были строить валы и рвы и участвовать в сражении, при необходимости.

Рыбы рассматривались как имущество и не считались людьми.

По существующему уголовному праву преступники и их жены и дети становились рабами. Рабам разрешалось иметь семью. Рабская принадлежность передавалась по наследству: дети и внуки рабов были рабами.

Правителями Чжоу был веден запрет на употребление вина во время работы. Чжоусцев, которых уличили в употреблении вина, хватали и отправляли в столицу, где предавали казни.

Был введен порядок, по которому представители одного рода не могли вступить в брак между собой. Члены одной родовой фамилии, хотя они и находились в разных владениях и княжествах, считались братьями – между ними существовало кровное родство.

Принимались законы, согласно которым все члены общества были обязаны почитать своих родителей и братьев. Нарушители подвергались суровому наказанию, вплоть до смертной казни.

Согласно уголовному законодательству, особо жестко наказывались воровство, убийство. Кроме смертной казни – отрубания головы, практиковалось отрезание носа, отрезание ноги, кастрация для мужчин, превращение в рабов.

Основной источник: А.Н Бадак и др. Всемирная история. Том. 3 “Век железа”. Минск 2003г.



  • главная