Лимарев В.Н.
Четырехкнижие и пятикнижие священные книги в империи Цин.
Человек в Китае считался высокообразованным, если он хорошо знал содержание девяти классических книг, созданных Конфуцием и его последователями “Четырехкнижие” и “Пятикнижие”. Речь не идет о научной оценке этих письменных памятников в многовековой истории китайского народа, а о возможности хотя бы вкратце рассказать о содержании этих литературных памятников.
В четырехкнижие входят:
Лунь-юй, Дасюэ, Чжун-юн, Мэн-цзы.Лунь-юй (Рассуждения и беседы).
В книге изложены взгляды Конфуция по вопросам этики, морали, и управления государством, раскрывается его представление о Небе, как олицетворении разума, целесообразности и высшей справедливости.Да-сюэ (Великое учение)
представляет собой трактат о совершенствовании личности, об устройстве государства, семьи, дома и об управлении империей. В трактате сформулированы идеи Конфуция о совершенствовании человека, которое необходимо для правильного взаимодействия в государстве и семье. Задача книги раскрыть естественную сущность и показать людям, что их назначение заключается в самоусовершенствовании.Для всех людей, без различия их положения, существует одна и та же обязанность - это нравственное совершенствование.
Книга
“Чжун-ют” (соблюдение середины) посвящена учению Конфуция о том, что каждому человеку следует согласовывать свое поведение с законами природы; он должен сохранять гармонию души и не вдаваться в крайности.Книга
Мэн-цзы получила свое название по имени философа, жившего с 4-3 вв. до н.э. В книге даны рекомендации монархам как управлять народом, сообразуясь с правотой и справедливостью. По словам Мэн-цзы, дурной монарх может быть лишен трона, и власть его может быть передана другому, более добродетельному. В этом сочинении подробно рассматривается людские добродетели, в особенности человеколюбие и справедливость. В книге Мэн-цзы рассуждает о добром начале в природе человека. Он утверждает, что человек рожден для праведной жизни.Это четырехкнижие – главный предмет официального образования.
К Пятикнижию относят:
Ши-цзин, Ли –цзи, Шу-цзин, И-цзин, и Чунь-цю.Ши-цзин (Книга песен)
– содержит 304 стихотворения, часть которых это народные песни. Эти произведения относят к 9-7 веку до н.э.Во многих песнях звучит гневный социальный протест, острая критика общественных отношений, ненависть к жестоким правителям, некоторые песни при этом связаны с конкретными историческими событиями. Есть стихотворения, предназначены для разных торжественных приемов. Часть песен прославляет такие качества правителей, как благочестие, сила, доблесть; в них пожеланич долголетия и здравия правителю.
Ли-цзи (Книга ритуала).
Обряды, церемонии, правила поведения при всех случаях жизни.Ритуал описывает даже порядок строительства дворца.
Сначала нужно строить храм предкам, потом кладовую храма предков, а потом уже жилые комнаты. Прежде чем строить дом, делают жертвенную утварь…
Эту книгу каждый образованный человек должен знать наизусть, более подробно, чем все остальные.
Шу-цзин” (Книга истории).
В ней излагается история Китая от легендарного правителя Яо до первых правителей эпохи Чжоу. Мудрые речи, наставления и предписания вложены в уста монархов и их советников.И-цзин (Книга перемен)
относится к самым древним письменным памятникам Китая. Она полна самых туманных и загадочных изречений. Язык книги перемен представляет собой специфический язык прорицателей и предсказателей.Предполагается что книга
Чунь-цю (Весна и осень) написана самим Конфуцием. Это летопись событий происходивших с 722 по 479 гг. на родине Конфуция, в царстве Лу.Все книги содержат комментарии, которые вносились различными китайскими учеными на протяжении столетий, но комментарии, помещенные в книгу, только тех ученых, которые доброжелательны были к Конфуцию и его учению.
главная