Лимарев В.Н.
Ислам и наука в 7-15 веках.
(реферат)
Основной
источник.
А.Т. Григорьян, М.М.
Рожанская:
«Механика и астрономия на средневековом Востоке», изд. «Наука» 1980 г.
Арабские завоеватели на первой стадии завоевательных походов, проявляли известную терпимость к вере и обычаям покорных народов. Лишь там, где они встречали решительное сопротивление, их походы сопровождались жестокими расправами с населением и уничтожением его культурного достояния.
Постепенно на территории Арабского Халифата в результате поощрения и принуждения большинство жителей приняли ислам. Этому способствовал эликтический характер ислама, включающего элементы христианства, иудаизма, политеизма.
Возникновение централизованного государства, объединение ранее разрозненных областей в единую систему на новой, феодальной основе, способствование быстрому росту экономики создали благоприятные предпосылки и для развития науки и культуры.
Объеденные политически и экономически, связанные единством религии и языка (арабский язык стал государственным языком и языком науки и культуры), народы Ближнего и Среднего Востока получили возможность свободного обмена духовными ценностями. В завоеванных государствах арабы застали культуру, значительно более высокую, чем их собственная. В результате освоения сложного комплекса местных культурных традиций была подготовлена почва для возникновения новой своеобразной культуры, которую принято называть арабской или мусульманской, а период её расцвета - мусульманским Ренессансом. И хотя огромный халифат распался на отдельные государства, в них сохраняется единый язык науки - арабский и в значительно меньшей степени персидский. За короткий промежуток времени на территории халифата возникло большое число научных центров. В городах строились обсерватории, при дворцах, мечетях и медресе создавались библиотеки. Важное значение в процессе передачи научных знаний имела торговля как внутренняя в пределах халифата, так и международная. Арабы торговали с Индией и Китаем, Византией и Русью, со всеми территориями Средиземного моря, проникали вглубь Центральной Африки.
Первым научным центром халифата стал Багдад. К началу 9 века в Багдаде сосредоточено большое число ученых, переводчиков из разных стран, многие из них были уроженцами Средней Азии и Ирана.
Эти научные центры создавались на базе научных центров существовавших в Сасанидском государстве.
Созданию научного центра способствовало так же бегство из христианского мира научной элиты во времена агрессивного уничтожения христианами римской языческой культуры.
В 431 году прекратил существование крупный научный центр в Эдессе (Малая Азия). Культурный центр в Александрии был разгромлен христианами в 6 веке. В 529 году была закрыта Афинская академия.
Изгнанные христианами ученые нашли свое пристанище в городе Джундишапуре (Иран), где была организована крупная научная школа по образцу научной школы в Александрии. Расцвет этой школы, как и других научных центров в Иране, происходил благодаря покровительству администрации шахиншаха Ирана. В этих школах, в предшествующий арабскому вторжению период, были сделаны многочисленные переводы греческих сочинений на сирийский и персидский языки.
Что касается древней культурной традиции Средней Азии и Ирана, то к моменту арабского завоевания насчитывала не одну сотню лет. Существует предположение, что математическая и астрономическая культура в Средней Азии 9-15 века имеет основанием местную традицию, сложившуюся в районах ирригационного земледелия в Хорезме, Согме, Маргиане, Бактрии и других районах Средней Азии.
Под предводительством халифа Ал-Мамуна (813-833 гг.) в Багдаде возникает «Дом мудрости» - объединивший всех багдадских ученых. При Доме Мудрости была создана обсерватория, где производились астрономические наблюдения и расчеты, работы по математической географии, в частности новые измерения эклиптики и длины градуса меридиана.
Не меньшую роль сыграло и изучение литературы Сасанидского Ирана, которая создавалась на основе местных научных тенденций и корни которой следует искать в вавилонской науке, при существенном влиянии греческой и индийской науки.
Кроме Багдада, центрами научной деятельности на средневековом Востоке в разные периоды его истории были и другие города: Каир, Дамаск, Рей, Гургаедж (Ургенч), Бухара, Газна, Самарканд, Исфахан и др. Переводы с греческого и сирийского, на котором до ученых стран ислама дошла значительная часть античной литературы, вместе с перечисленным выше формировали научную базу для дальнейшего развития непосредственно исламской науки.
В науке ислама на первый план вышла математика вычислительного, которая два толчок развитию средневековой механики.
Мусульмане называли механику учением о хитроумных приспособлениях. Хитроумными приспособлениями были военные машины, приспособления для поднятия тяжестей и воды для поливки полей и.т.д.
главная