Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Ислам и наука  в 7-15 веках.

(реферат)

Основной источник.

А.Т. Григорьян, М.М. Рожанская: «Механика и астрономия на средневековом Востоке», изд.  «Наука» 1980 г.

  • Религии мира.
  •  

    Философ. Иран 15 век? Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

    Арабские завоеватели  на первой стадии  завоевательных походов, проявляли известную терпимость к вере и обычаям покорных народов.  Лишь там, где они встречали решительное сопротивление, их походы сопровождались жестокими расправами с населением и уничтожением его культурного достояния. 

    Постепенно на территории Арабского Халифата  в результате  поощрения и принуждения  большинство жителей приняли ислам.  Этому способствовал эликтический характер ислама, включающего  элементы христианства, иудаизма, политеизма.

    Возникновение централизованного государства, объединение ранее разрозненных областей  в единую систему  на новой, феодальной основе, способствование быстрому росту экономики создали благоприятные предпосылки и для развития науки и культуры. 

    Объеденные политически и экономически, связанные единством религии и языка (арабский язык стал государственным языком и языком науки и культуры), народы Ближнего и Среднего Востока  получили возможность свободного обмена духовными ценностями. В завоеванных государствах  арабы застали культуру, значительно более высокую, чем их собственная. В результате освоения сложного комплекса местных культурных традиций была подготовлена почва для возникновения новой своеобразной культуры, которую принято называть арабской или мусульманской, а период её расцвета -  мусульманским Ренессансом. И хотя огромный халифат распался на отдельные государства, в них сохраняется  единый язык науки  - арабский и в значительно меньшей степени персидский.  За короткий промежуток времени  на территории халифата  возникло большое число  научных центров. В городах строились обсерватории, при дворцах, мечетях и медресе создавались библиотеки.  Важное значение в процессе передачи научных знаний  имела торговля как внутренняя в пределах халифата, так и международная. Арабы торговали с Индией и Китаем, Византией и Русью, со всеми территориями Средиземного моря, проникали вглубь Центральной Африки.

    Первым научным центром халифата стал Багдад. К началу 9 века в Багдаде сосредоточено большое число ученых, переводчиков из разных стран, многие из них были уроженцами Средней Азии и Ирана.

    Эти научные центры создавались на базе научных центров существовавших в Сасанидском государстве.

    Созданию научного центра способствовало так же бегство из христианского мира научной элиты во времена агрессивного уничтожения христианами римской языческой культуры.

    В 431 году прекратил существование крупный научный центр в Эдессе (Малая Азия). Культурный центр в Александрии был разгромлен христианами в 6 веке.  В 529 году  была закрыта Афинская академия.

    Изгнанные христианами  ученые нашли свое пристанище в городе Джундишапуре (Иран), где была организована  крупная научная школа  по образцу научной школы в Александрии.  Расцвет этой школы, как и других научных центров в Иране, происходил благодаря покровительству администрации шахиншаха Ирана. В этих школах, в предшествующий арабскому вторжению период, были сделаны многочисленные переводы  греческих сочинений на сирийский и персидский языки.

    Что касается древней культурной традиции Средней Азии  и Ирана, то к моменту арабского завоевания  насчитывала не одну сотню лет. Существует предположение, что математическая и  астрономическая культура в Средней Азии 9-15 века имеет основанием местную традицию, сложившуюся  в районах ирригационного земледелия в Хорезме, Согме, Маргиане, Бактрии и других районах Средней Азии.

    Под предводительством халифа Ал-Мамуна (813-833 гг.) в Багдаде  возникает «Дом мудрости» - объединивший всех багдадских ученых. При Доме Мудрости была создана обсерватория, где производились астрономические наблюдения и расчеты, работы по математической географии, в частности новые измерения эклиптики и длины градуса меридиана. 

    Не меньшую роль сыграло и изучение литературы Сасанидского Ирана, которая создавалась на основе местных научных тенденций и корни которой следует искать в вавилонской науке, при существенном влиянии греческой и индийской науки.

    Кроме Багдада, центрами научной деятельности на средневековом Востоке в разные периоды его истории были и другие города: Каир, Дамаск, Рей, Гургаедж (Ургенч), Бухара, Газна, Самарканд, Исфахан и др. Переводы с греческого и сирийского, на котором до ученых стран ислама дошла значительная часть античной литературы, вместе с перечисленным  выше формировали научную базу для дальнейшего развития непосредственно  исламской науки.

    В науке ислама на первый план вышла математика вычислительного, которая два толчок развитию средневековой механики.

    Мусульмане называли механику учением о хитроумных приспособлениях.  Хитроумными приспособлениями были военные машины, приспособления для поднятия  тяжестей и воды для поливки полей и.т.д.


  • главная