Лимарев В.Н.
Кризис искусства в Древней Греции на рубеже 5-4 века до н.э.
Театральное представление в Древней
Греции было не развлечением, а священнодействием, в котором должен были
участвовать каждый гражданин. Афинским гражданам, начиная со времен Перикла (начало
второй половина 5 века до н.э.), выдавались из казны специальные театральные
деньги на посещение театра, театр был школой, где в пьесах разбирались самые
насущные вопросы морали, политики и идеологии.
Театральные представления шли
несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней
подряд. Каждый раз ставились три
трагедии и две комедии, так что греки смотрели представление с утра до вечера.
Греческая демократия подарила
миру большое число выдающихся писателей и драматургов.
Это Эсхил (525-456 г до н.э.), Софокл (ок. 496 -406 г до н.э.) Еврипид (ок 480-406 г до н.э., Аристофан (ок.
450-384 г до н.э.)
Первым в этом ряду исследователи
выделяют Эсхила, написавший 70 трагедий и 20 сатирических драм.
Литературные критики пишут,
что именно Эсхил, придал греческой трагедии великолепие и монументально-патестический
стиль.
Эсхилу приписывают введение
роскошных костюмов для актеров, масок и разнообразной сценической обстановки.
Такие места в трагедии, как появление теней умерших, низвержение целых скал в
подземный мир, прибытие богов по воздуху. Эсхил широко вводил в свои трагедии
танцы и сам сочинял для них различные фигуры.
Первой из известных трагедий Эсхила является «Умоляющий». Основная идей трагедии «Умаляющий» это пропаганда идеи брака на основе свободного выбора.
В трагедии «Семеро против Фив» - Эсхил рассматривает великую историческую катастрофу для греческих полисов, при наступлении демократии гибнет общинно-родовой строй.
Во многих произведениях Эсхила рассказывает о судьбе своего народа, при этом, не оставаясь равнодушным ко всем периодам его истории, ко всем его деяниям.
Другим великим греческий драматургом был Софокл, который был не только драматургом, но и государственным деятелем. Он занимал изначально должность казначея государственной кассы, затем стратега.
В своих трагедиях Софокл (написал 120 трагедий) ставит насущные для его времени проблемы: отношение к религии, сопоставляя божественные, неписаные законы и законы писанные. Поднимал вопрос: о свободе воли человека и воли богов. Рассматривал проблему, когда сталкиваются интересы личности, государства. Поднимал проблемы чести и благородства.
Творческий путь Еврипида (написал 90 трагедий) начался в условиях расцвета афинского плиса, но большая часть его деятельности протекает уже в годы упадка этой рабовладельческой республики
Еврипид чрезвычайно радикален в своих взглядах, сближаясь с софистами относительно критики традиционной мифологии.
Еврипид был патриотом своего родного полиса и подчеркивал превосходство демократических Афин над аристократической Спартой. Еврипид изображал свой народ защитником слабых, небольших государств.
Аристофан (написал 120 трагедий) жил на рубеже 5-4 веков до н.э. когда шло разрушение греческой демократии. Когда начался кризис старой религии, возникло иное отношение к богам, в них вливалось новое содержание. Этот кризис нашел отражение в литературе, искусстве того времени.
Аристофан в своих ранних произведениях прославляет веселую беззаботную мирную жизнь.
В конце 5 века до н.э. его работы это общественно-сатирические комедия содержащие сатиру на поэтов и театр, в связи с разочарованием в их политической предвзятости. Последние его работы это комедия нравов, культивирование утопических идеалов, сатира на наивно-утопические теории праздной и сытой жизни, когда все блага даются сами собой.
На рубеже 5-4 века гибнет классическая греческая драматургия
с её насущными вопросами морали, политики и
идеологии и на её место приходит комедия нравов и интриг. Причиной гибели был
культурно-социальный переворот, который привел к гибели, как аристократию, так
и демократии, которая превратилась демагогическую тиранию или точней в
плутократию (власть богатых людей).
Искусство стало выполнять
заказы богатых людей. Скульпторы на заказ выгоняли статуи и портреты. Ещё в 5
веке портретному сходству греки не придавали большого значения, но с развитием индивидуализма стали появляться скульптуры, отражающие
индивидуальные черты своих заказчиков.
Впервые в греческой истории скульптор Пракситель изобразил богиню Афродиту обнаженной – это была ломка традиционных религиозных воззрений.
Реферат:
Основной источник.
«Античная литература» , учебник для студентов под редакцией проф. А.А. Тихо-Годи. Москва Просвещение. 1986 г.
«История древнего мира», учебник для студентов под редакцией проф. А.А. А.Г Бокшанина. Москва Просвещение. 1982 г.
главная