Лимарев В.Н.
Серия книг: «Что Он сказал!?
Книга 2
Хеб-Сед
– символическое ритуальное убийство.
Праздник Хеб-Сед известен
с древних времен у живших в долине Нила первобытных племен. Там существовал обычай увивать своего вождя,
когда он ставится старым и дряхлым. Считалось, что слабый вождь угрожает благополучию племени. Так как вождь
считался ответственным, за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота,
за плодородие женщин племени. После ритуального убийства его место занимал
молодой и сильный его приемник. Убийство
сопровождалось торжественным обрядом.
Когда в Египте наступили времена фараонов, египтяне
продолжали верить, что благополучие народ и государства находятся в прямой
зависимости от силы и здоровья фараона.
Во время раннеегипетской цивилизации Герзе (3600 г до н.э. по 2400 г до н.э.) фараоны
сосредоточили значительную власть в своих руках и смогли заменить традиционное ритуальное убийство
символическим убийством, т.е. обрядом,
который инсценировал убийство.
По
пришествию 30 лет, после вступления на престол, фараона он считался человеком преклонного
возраста и магический ритуал «хеб-сед» проводился
над ним для омоложения. После инсценировки
убийства совершался обряд, символизирующий новое рождения фараона. Известно, что на процедуре «хеб-сед» присутствовали
в виде статуй боги и статуя фараона, предназначенная для захоронения вместо него. Со статуей фараона совершали погребальный
обряд и хоронили в мастабе или пирамиде. Возможно, были и какие-то процедуры по
омоложению тела фараона, например, проведение ночи с молоденькой девушкой, признанной
вдохнуть в фараона новую жизнь. Омоложенный фараон вступал в свою должность и правил ещё 3 года.
По пришествию трех лет проводился новый обряд «хеб-сед».
В
обращении к фараону говорили: «Рождение
твое – в повторении «хеб-седов» или «По мере того как ты будешь стареть, да
даст Бог тебе миллион «хеб-седов».
Хороший
урожай в год «хеб-сед» являлся доказательством
большой жизненной силы фараона, которую тот получил благодаря обряду.
Основной источник:
Г.А. Гальперина. Е.В.Доброва «Популярная история археологии».
главная