Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Эбла – столица крупного государственного образования в середины 3 тыс. до н.э.

 

 

Активная фаза этновзрыва Эбла приходится на 26-13 век до н.э.

Именинно в это время, как свидетельствуют историки, наблюдается расцвет города Эбла.

Одна из древнейших находок археологов на территории Иордании. Исторический музей Амман. Иордания.  (фото Лимарева Сергея)

Во второй половине 3 тыс. до н.э. древний сирийский город Эбла был значительным по меркам того времени городом.

Раскопки городища начались в  1964 году  итальянской археологической экспедицией под руководством Паоло Маттиэ.

 В 1975 году археологи обнаружили колоссальный царский архив Эблы, датируемый III тысячелетием до н. э. В течение последующих 10 лет учёные извлекли на свет около 20 тыс. глиняных табличек и их фрагментов. Архив представлял собой множество глиняных табличек на эблаитском и шумерском языках. В них описаны детские школьные упражнения, первое известное в истории сообщение об оливках, найденная табличка  отмечает, что царь Эблы владел огромным полем с оливковыми деревьями, размер которого составлял около 3 с половиной тыс. акров.

В табличках так же есть сведения об экономике Эблы, администрации города, поэмы, религиозные гимны и многое другое. Сейчас большинство этих многочисленных табличек находятся в музее Алеппо и Национальном Музее Дамаска.

 

Эбла представлял собой  большой город с акрополем, дворцом, храмами, обнесенными крепостной стеной и насчитывающими в то время 20-30 тыс. горожан,  с населением пригородов и ближайших поселений  - около 260 человек.

Акрополь имел протяженность почти в километр. Он находился в центре города, возвышаясь над остальной его частью, построенной из необработанного кирпича. Акрополь объединял храмы и королевский дворец. Это был административный, финансовый и дипломатический центр государства.  Внутри огромной территории дворца находились мастерские ювелиров, гончаров, скульпторов, живописцев. Предметы, находимые в местах захоронения царей Эблы, свидетельствуют о развитии технологий и наличия высокого художественного вкуса у жителей Эблы.

При раскопке  Эблы археологи обнаружили остатки ступенчатой башни — зиккрата, по

которой царь Эблы спускался из своего дворца, совершая торжественные выходы. Анализ зиккурата показал, что он был сооружён около 4400 лет назад из необожжённого кирпича. Высота зиккурата примерно шесть метров.

Торжественные выходы царя были во время  религиозных праздников, которые сопровождались ношением статуй богов. Многочисленным статуям богов приносились жертвы в виде овец, коз и другой живности, пива, хлеба, масла. Но были дары  из драгоценных металлов — золота и серебра: фигурки животных, миниатюрные колесницы и тележки, кубки, браслеты, кинжалы. Число богов, которым поклонялись жители Эблы, составляет несколько сотен.

 

Согласно выводам исследователей.

Управлял Эблой вождь-жрец, носивший титул «малликум». Его власть не была наследственной и осуществлялась в течение определённого срока. Власть была ограничена  советом старейшин и  богатыми  и влиятельными купцами. Управление городом проводилось через администраторов, назначаемых вождём.

Эбла во второй половине 3 тыс. до н.э. вело войны и поддерживало дипломатические  контакты с крупными месопотамскими центрами: Аккадом, Мари, Ашшуром.

Небольшие городки Палестины, входящие в государство Эбла,   в 3 тыс. до н.э. обносятся стенами, укрепленными  овальными или прямоугольными башнями (Мегиддо, Иерусалим, Лагаш и др.). В этих городах наряду со святилищами появляются резиденции местных правителей.

 Крепостные стены, так же и значительное количество оружия, находимого при раскопках, свидетельствуют о  том, что Эбла вела непрерывные войны с соседями.

 В период расцвета Эблы ее влияние распространялось от финикийского Библа на Средиземноморском побережье до Мари на среднем течении Евфрата.

 

Элитой общества были  военачальники — лугали. Историки свидетельствую, что жители Эбла прибегали к услугам наемников.  С помощью наемников захватывались города.

Известно, что против города Мари, который отказался подчиниться, был предпринят военный поход, закончившийся для Мари поражением, в результате которого он принуждён был выплатить Эбле дань серебром и золотом.

 

Язык населения Эблы был одним из семитских языков. Эблаитский язык имеет много общего с аккадским и входит вместе с ним в восточносемитскую ветвь. Через аккадский язык в эблаитский впоследствии проникли слова шумерского происхождения. От второй половины III тыс. до н. э. известно большое количество клинописных документов, написанных на эблаитском языке.





Торговля в Эбле была главным ключевым моментом, она превратила государство в богатую и развитую по тем временам страну. Торговые связи Эблы доходили  до Кипра и Крита на Западе и до территории нынешнего Афганистана на Востоке, а область влияния  простиралась далеко на юг и охватывала всю территорию современной Сирии, Ливана, Израиля. Имелись постоянные торговые контакты с крупнейшими государственными образованиями того времени Аккадом, Шумером и Египтом.  Эбла экспортировала шерстяные ткани в обмен на поставки меди, керамики, дерева, шкур и драгоценных камней (лазурь доставлялась из территории нынешнего Афганистана). Богатство Эблы основывалось также на производстве сельскохозяйственных продуктов - выращивании ячменя и изготовлении оливкового масла. Этими товарами Эбла тоже торговала.

 

Город процветал благодаря своему выгодному расположению на перекрёстке торговых путей.

Конец процветанию государства Эбла около 2305 года  до н. э. положил царь Аккада Саргон. В своих надписях Саргон сообщает, что Эблу отдал ему Даган, главный бог города, и он, Саргон, мог взыскать дань с его правителей.

Гибель Эбле принес царь Нарам-Суэн, в конце XXIII в. до н. э. разгромивший наемные войска эблаитов; столица была разграблена и сожжена.

Спустя 250 лет территорию Эблы заняли аморейские племена, которые основали здесь свою династию и заново отстроили дворец и храмы. Однако город уже никогда более не поднимался до уровня, сравнимого с периодом его наивысшего расцвета в 24 в. до н. э.

Окончательное разрушение Эблы относится к середине 17 в. до н. э., то есть ко времени, когда большинство государств Ближнего Востока оказалось под властью кассидов, вторгшихся на территорию Месопотамии и соседних с ней регионов из горных районов Загроса.

 

Основной источник:

Учебник под ред В.И. Кузищина. «История Древнего Востока» Высшая школа. Москва. 1979 (учебник для университетов)

Использовался так же «Материал из Википедии — свободной энциклопедии».

  • главная