Лимарев В.Н.
Слово Божье – язычникам.
(Об
аварах, моравах,
Кирилле и Мифодии.)
И ещё: хвалите Господа, все язычники,
и прославляйте Его, все народы».
(Послание к Римлянам святого апостола Павла.)
1) Об Аварах.
В середине 6 века
Паннонийской равниной и
причерноморскими степями завладели авары
– страшная орда всадников, сидевших в седлах, опираясь на стремена и рубивших
врагов саблями. У славян, живших в лесах
по окраинам степей, не было воинов – всадников, и авары обратили их в рабов.
Славяне не раз восставали против
авар, и уже в середине 7 века многие славянские племена стали независимыми от кочевников.
В 8 веке на западе Европы произошло великое и грандиозное событие –
рождение на свет рыцарской державы франков.
В кровопролитных войнах франки покорили германские племена между Рейном и
Эльбой и столкнулись лицом с аварами. Император Карл Великий приказал своим
полководцам остановить бесконечные аварские набеги, и в 795 году железные рыцари франков разгромили лагерь аваров на
Дунае. После этого авары внезапно
пропали со станиц истории. Вероятно, авар постигла обычная судьба малочисленных
завоевателей: их войны брали себе славянских жен и наложниц, их дети были уже
наполовину славянами, а их правнуки превратились в славянскую знать. Когда после разгрома дунайской ставки
держава авар распалась, то на её месте
образовалось несколько славянских княжеств – от самих же авар ни осталось
ничего, кроме легенд и преданий.
2) О Моравии, франках и «слове божьем».
Одним из новых славянских княжеств
была Моравия, расположенная на землях между Дунаем и склонами
Чешских Татр. Западными соседями моравов были франки, и франкские рыцари, год за годом
совершали походы на восток, пытаясь подчинить Моравию. Римский папа присылал к моравам проповедников, которые крестили многих князей и
крестьян, однако их проповеди часто
встречали непонимание. Приходившие с запада монахи читали Библию на латыни.
3) О Моравии,
Византии и «слове божьем».
В 862 году набожный князь Ростислав послал послов в Константинополь: « Наши
люди оставили язычество и приняли христианство, - говорили послы, - но нет у
нас таких учителей, которые наставили бы нас
в истинной вере на нашем языке. Поэтому пошли нам, государь, такого
епископа и учителя – ведь от вас во все
стороны исходит добрый закон».
4) Господь открыл священнику
Константину славянскую письменность.
Император Михаил созвал церковный
собор и обратился к известному своей учёностью священнику Константину из Фессалоники, знавшему многие языки и
проповедовавшему святую веру народам, жившим
за Чёрным морем. «Я пойду туда с радостью, - отвечал Константин, - если
только они имеют письмена, которыми можно
было бы изложить Слово Божье». Мы искали их и не нашли, - сказал
император, - но, может быть, бог даст их тебе». И вот в ответ на молитву
Константина Господь открыл ему письмена,
Константин составил азбуку и начал и начал переводить Евангелие, «Вначале было
слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...» С этой азбукой и Евангелием Константин прибыл в Моравию, был
с радостью принят Ростиславом и проповедовал перед славянами на понятном им
языке: « И отверзлись уши глухих, и
услышали слова Писания, и ясен язык косноязычных».
5) Папа Андриан
освятил славянские книги.
Латинские священники неодобрительно смотрели на проповеди Константина: они считали, что Библию можно передавать лишь на латыни, на греческом и еврейском. Чтобы разрешить этот спор, Константин поехал в Рим к папе, и папа
Андриан освятил славянские книги, – так получилось, что везде в Европе служба
велась на латыни, греческом или еврейском. Чтобы разрешить этот спор,
Константин поехал в Рим в папе, и папа Андриан
освятил славянские книги - так получилось, что везде в Европе служба велась на латыни, и лишь православные славяне и греки
исполняли её на своих языках. Все славяне, от Дуная до Днепра и Вислы, в те времена говорили
на одном языке – и славянские племена
как великую ценность предавали друг другу азбуку, созданную Константином Философом; из Моравии она попала
в Болгарию, а от болгар - на Русь.
6) Запрет римским
папой славянских книг.
Случилось так, что Константин заболел в Риме и перед смертью принял
монашество и имя Кирилла; проповеди продолжил его брат Мифодий.
Мифодий был архиепископом Моравии, он закончил
начатый братом перевод Библии построил несколько каменных храмов. Однако после
смерти Мифодия политика римского папы внезапно
изменилась; он запретил богослужение на славянском языке, а ученики Мифодия были вынуждены спасаться от гонения и бежать в Болгарию.
Вскоре погибло и само Моравское государство.
Примечание:
В соответствие
с книгой Сергея Нефёдова «История
средних веков», глава «Между востоком и западом».
20 Сентября 1999 г.
главная