Слово Божье – язычникам.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Слово Божье – язычникам.

 

(Об аварах, моравах,  Кирилле и Мифодии.)

 

  • Религии мира.
  • И ещё: хвалите Господа, все язычники,

     и прославляйте Его, все народы».

     (Послание к Римлянам святого апостола Павла.)

    Слово божье. Мастерская Глазунова. (Фрагмент).

    1) Об Аварах.

     В середине  6 века  Паннонийской  равниной и причерноморскими  степями завладели авары – страшная орда всадников, сидевших в седлах, опираясь на стремена и рубивших врагов  саблями. У славян, живших в лесах по окраинам степей, не было воинов – всадников, и авары обратили их в рабов.

    Славяне не раз  восставали против авар, и уже в середине 7 века многие славянские племена стали  независимыми от кочевников.

    В 8 веке на западе Европы произошло великое и грандиозное событие – рождение на свет рыцарской державы франков.

    В кровопролитных войнах франки покорили германские племена между Рейном и Эльбой и столкнулись лицом с аварами. Император Карл Великий приказал своим полководцам остановить бесконечные аварские набеги, и в 795 году железные  рыцари франков разгромили лагерь аваров на Дунае. После этого авары  внезапно пропали со станиц истории. Вероятно, авар постигла обычная судьба малочисленных завоевателей: их войны брали себе славянских жен и наложниц, их дети были уже наполовину славянами, а их правнуки превратились в славянскую знать. Когда после разгрома дунайской ставки держава  авар распалась, то на её месте образовалось несколько славянских княжеств – от самих же авар ни осталось ничего, кроме легенд и преданий.

     

    2) О Моравии,  франках и «слове божьем».

    Одним  из новых славянских княжеств была Моравия, расположенная на землях между Дунаем  и склонами  Чешских Татр. Западными соседями моравов  были франки, и франкские рыцари, год за годом совершали походы на восток, пытаясь подчинить Моравию. Римский папа присылал к моравам проповедников, которые крестили многих князей и крестьян, однако  их проповеди часто встречали непонимание. Приходившие с запада монахи читали Библию на латыни.

     

    3) О Моравии, Византии и «слове божьем».

    В 862 году набожный князь Ростислав послал послов в Константинополь: « Наши люди оставили язычество и приняли христианство, - говорили послы, - но нет у нас таких учителей, которые наставили бы нас  в истинной вере на нашем языке. Поэтому пошли нам, государь, такого епископа и учителя – ведь от  вас во все стороны  исходит добрый закон».

     

    4) Господь открыл священнику Константину славянскую письменность.

     Император Михаил созвал церковный собор и обратился  к известному  своей учёностью священнику  Константину из Фессалоники, знавшему многие языки и проповедовавшему святую веру народам, жившим  за Чёрным морем. «Я пойду туда с радостью, - отвечал Константин, - если только они имеют письмена, которыми можно  было  бы изложить   Слово Божье». Мы искали их и не нашли, - сказал император, - но, может быть, бог даст их тебе». И вот в ответ на молитву Константина  Господь открыл ему письмена, Константин составил азбуку и начал и начал переводить Евангелие, «Вначале было слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...» С этой азбукой  и Евангелием Константин прибыл в Моравию, был с радостью принят Ростиславом и проповедовал перед славянами на понятном им языке: « И отверзлись  уши глухих, и услышали слова Писания, и ясен язык косноязычных».

     

    5) Папа Андриан освятил славянские книги.

    Латинские священники неодобрительно смотрели на проповеди  Константина: они считали, что Библию  можно передавать лишь на латыни, на греческом и еврейском. Чтобы разрешить этот спор, Константин поехал в Рим к папе, и папа Андриан освятил славянские книги, – так получилось, что везде в Европе служба велась на латыни, греческом или еврейском. Чтобы разрешить этот спор, Константин поехал в Рим в папе, и папа Андриан  освятил  славянские книги  - так получилось, что везде  в Европе служба велась  на латыни, и лишь православные славяне  и греки  исполняли её на своих языках. Все славяне, от Дуная  до Днепра и Вислы, в те времена  говорили   на одном языке – и славянские племена  как великую ценность предавали друг другу  азбуку, созданную  Константином Философом; из Моравии она попала в Болгарию, а от болгар - на Русь.

     

    6) Запрет римским папой  славянских книг.

    Случилось так, что Константин заболел в Риме и перед смертью принял монашество и имя Кирилла; проповеди продолжил его брат Мифодий. Мифодий был архиепископом Моравии, он закончил начатый братом перевод Библии построил несколько каменных храмов. Однако после смерти Мифодия политика римского папы внезапно изменилась; он запретил богослужение на славянском языке, а ученики Мифодия  были вынуждены  спасаться от гонения и бежать в Болгарию. Вскоре погибло и само Моравское государство.

     

    Примечание:

    В соответствие с  книгой Сергея Нефёдова «История средних веков», глава «Между востоком и западом».

     

    20 Сентября 1999 г.

  • главная