Аристотель о физическом и музыкальном воспитании. Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Источник:

А.Ф Лосев. «История античной эстетики».

 

 

Аристотель о физическом и музыкальном воспитании.

 

 

Рассуждения Аристотеля о гимнастике и музыке, является образцом общегреческого суждения об этической ценности гимнастики и музыки.

 

  1. Физическое напряжение препятствует развитию интеллектуальных сил.

 

Соревноввание по бегу.  Древнегреческая ваза. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

Педагоги, современники философа, стремились дать воспитанию молодежи атлетическое направление и «и тем самых калечили фигуру детей и мешали их естественному росту».

Налегая на  тяжелые физические упражнения,  обращали детей в зверей, при этом они думали этим путем можно развить в них мужество. В этом они, конечно, ошибались. Физическим и притом тяжелым трудом нельзя развить храбрость. Наблюдения над животными показывают, что, что храбрость свойственна  как раз животным, отличающимся кротким нравом. Племена людей, склонных к убийству и людоедству, отнюдь не отличаются храбростью.

В воспитании первую роль должно играть прекрасное, а не дико-животное.

Те люди, которые, при воспитании храбрости в детях допускают чрезмерную ревность недовоспитывают то, что необходимо для жизни. Они делают из детей ремесленников, т способным решать в жизни только одну задачу.

Аристотель отдает предпочтение более легким гимнастическим упражнениям, причем совершенно исключает насильственное откармливание их и непосильные работы.

Тяжелые работы и принудительное питание возможны только после периода полового созревания, когда будут затрачено уже три года на усвоение остальных переметов воспитания, то есть чтения, письма и пр. Во всяком случае, не следует одновременно заставлять слишком напряженно работать и интеллектуальные и физические силы: напряжение тех и других естественно производит диаметрально противоположно действие, а именно: физическое напряжение препятствует развитию интеллектуальных сил, напряжение интеллектуальное – физических.

 

 

2. Какие же подлинные цели и смысл музыкального воспитания?

 

Музыкой можно заниматься ради развлечения и связанного с ним отдыха, подобно тому как человек  предается сну или участвует в попойках. Многие люди спят, пьют вино, занимаются музыкой, танцуют – исключительно ради удовольствия.

Музыканты.  Современая греческая ваза. Фото Лимарева В.Н.

Некоторые думают, что музыка это моральная добродетель и оказывает воздействие на эстетическую природу  человека, развивая у них способность правильно радоваться и способствует развитию интеллекта.

Нужно заметить, что само удовольствие, схожее  от сна и попоек не может дать эстетическое воспитание. Удовольствием. Молодых людей следует воспитывать не для забавы. Простая забава и удовольствие могли бы получаться и тогда, когда дети вовсе  не обучались бы музыке, а только слушали, как играют другие, подобно персидскими индийским царям.

Какие же подлинные цели и смысл музыкального воспитания?

Музыка есть забава и ведет к удовольствиям.

«Забава имеет предназначение дать отдых, а отдых, конечно приятен, так как он служит своего рода лекарством от грусти, навеянной нам тяжелой работой».

В этом смысле она имеет и интеллектуальное значение, т.к. интеллектуальное развлечение должно заключать в себе, не только прекрасное, но и так же доставлять удовольствие, потому что счастье состоит в именно соединении прекрасного с доставляющим нам удовольствие. Музыкальное наслаждение, таким образом, жизненно обосновано.

 

Музыкальное воспитание, по Аристотелю, есть одновременно и этическое воспитание, и это вытекает из глубоких свойств самой музыки.

Музыкальное наслаждение необходимо для отдыха от трудов и облегчения горестей.

Тут музыка открывает нам свои настоящие богатства, и проблема музыкального воспитания получает более интересный характер.

Музыка наполняет наши души энтузиазмом, а энтузиазм эффект этического порядка.

Музыка влияет на состояние души и необходима, чтобы «уметь правильно судить о благородных и прекрасных поступках и достойно радоваться им.

Музыка необходимым образом  должна включаться в число предметов обучения в младшем возрасте.

Все благородное действие музыки на подрастающее поколение возможно только тогда, когда мы научим подрастающего человека  не только слушать чужое исполнение, но и научим его играть на музыкальном инструменте. Это и будет настоящее музыкальное воспитание, способное воздействовать на культуру чувств.

Занятия музыкой не должно служить помехой для последующей деятельности человека и не должны  обращать его в физическом отношении в ремесленника, делать его негодным для выполнения гражданских обязанностей.

Молодых людей не нужно готовить к музыкальным состязаниям, у музыки другие цели.

Воспитание вообще не должно иметь ничего общего с профессионализмом.

Воспитание должно быть направлено  на получение наслаждения от мелодии и ритма, а не довольствоваться наслаждением которое дает музыка вообще, те наслаждения какие способны испытывать от музыки даже некоторые из животный, а так же вся масса рабов и детей.

Для воспитания не все инструменты одинаково пригодны. Нужны такие инструменты, игра на которых развивает музыкальный слух. Аристотель при этом исключает флейту из программы музыкального образования, так как при игре на флейте нельзя пользоваться словом…

  • главная