Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Этнические ценности дорийцев: каждый дориец это, прежде всего, воин.

Фазы этновзрыва:

18-15  до н.э.– предпосылки

14-11 век до н.э. – взрыв

10-7 век - рассеивание

Войны. Музей Берлина. (Рис на греческой вазе 8-7 века до н.э.) Фото Лимарева В.Н.

О дорийских племена  живших в 18-15 веке в момент их формирования ничего не известно. Можно предположить, что этот этнос, сыгравший важную роль, при формировании суперэтноса Греки, сформировался  где-то в Македонии или севернее во Фракии (совр. Болгарии) и доже в Северном Причерноморье.

О дорийцах стало известно, только тогда,  когда они появились в 11 веке дл н.э. на Балканском полуострове.

Утверждение авторов учебников для вузов под ред. А.Г. Бокщанина,  что переселялись дорийцы в Греции, занимая пустующие территории, после разорительного вторжения в Грецию диких племен в 12 веке до н.э. , не выдерживает никакой критики.

Дорийцы не были мирными земледельцами, заселявшими пустынные места  для занятия земледелием. Это были воинственные племена  приспособившиеся жить за счет покоренных народов.  Вторгшись на Балканский полуостров, они покорили местное население, которое заставляли их кормить.

На рубеже 13-12 веков  было очередное переселение народов, вызванное изменяем климата  в Прикаспийских степных районах  и в Северном Причерноморье. В это время в постоянной борьбе за выживание сформировались этнически ценности воинственных дорийцев,  которые сумели освоить науку побеждать благодаря консолидации вокруг идеи:   выжить модно только имея армию, состоящую из сильных и крепких воинов.

Где-то в 10 веке этнические ценности дорийцев обрели форму  законов Ликурга.

«Первое очень краткое свидетельство о Ликурге и его законах встречается у Геродота. Геродот датирует это событие временем правления малолетнего царя Леобота, дядей и опекуном которого был Ликург. По словам Геродота, законы Ликурга носили, главным образом, политический характер. Он учредил герусию и эфорат и реорганизовал спартанскую армию. За образец Ликург взял устройство дорийских общин».

(Печатнова Л. Г. Законодательство Ликурга)

Существовал ли легендарный Ликург и это  собирательный образ продолжаются споры историков. Возможно Ликург был одним из богов дорийцев, так как его дорийцы обожествляли.

Окончательно законодательство Ликурга сформировалась позже в 9 – первой половине 7 веках и оформлено в виде Большой  Ретры. Я считаю, что появление Большой  Ретры обусловлено редактированием и приведением в порядок уже существующего законодательства  10 века.

Какие главные этнические ценности дорийцев  стали основой законодательства.  Они известны из законодательства государства Спарта.

«Спартанцы (дорийцы) занимались военным делом.  Только  оно считалось достойным занятием  спартанца. Для того чтобы воспитать сильных и крепких воинов, в Спарте существовала специальная система воспитания.

Каждого новорожденного несли в высшее учреждение  Спарты – герусию, т.е. совет старейшин, после чего,  в специальной комиссии решали, оставить ребенка жить или убить его.  Если ребенок рождался слабым и болезненным, его сбрасывали со скалы. Здорового и  сильного ребенка оставляли в живых, и он воспитывался у матери до семи лет. Затем он шел в общественную школу, где проводил время до совершеннолетия, т.е. до 18 лет. В школе жили и учились. Режим в школе был суровым. Мальчики спали на твердой циновке без подушки, укрываясь легким одеялом. Единственной одеждой был плащ. Ходили босиком зимой и летом и с непокрытой головой. Они должны были переносить одинаково хорошо как жару, так и холод. Их так же приучали к голоду и жажде. Были дни, когда их не поили. Приучали к перенесению физической боли.  С этой целью при переходе  из младшей возрастной группы в старшую спартанцев секли в торжественной обстановке. Это происходило возле храма Артемиды. Руководила обрядом жрица, держащая в руках маленькую статуэтку Артемиды. Когда жрица поднимала статуэтку вверх, удары розог ослабевали, когда опускала вниз, удары становились сильнее. При этом ни один спартанский мальчик не должен был кричать, ни стонать, так как это считалось позором.

В школе мальчики занимались физическими упражнениями и военным делом. Они учились читать, писать, считать, петь и танцевать, читать стихи на патриотические темы. Заниматься философией и красноречием не разрешалось. Мальчиков приучали говорить как можно короче –«лаконично» (от названия страны –Лаконий). Примером такого лаконизма могут служить слова матери, прокажавшей сына  на войну. Она дала ему щит  и сказала: «С ним или на нем».

В Спарте, единственной стране  Греции, обращали большое внимание на воспитание женщин, которые пользовались всеобщим уважением. Спартанцы считали, что здоровы дети могут быть только у здоровой матери.  Поэтому девочки  не занимались домашним хозяйством. Это все делали элотки. Спартанки же с детства занимались гимнастикой и спортом, они умели читать, писать, считать, как и мальчики. В Спарте во время спортивных состязаний  выступали сначала юноши,  за ними были соревнования между  девушками.

Когда спартанцы  достигали совершеннолетия, они  женились, создавали семью, но вся их последующая деятельность носила чисто военный характер. Целый день с утра до вечера они находились в  военном отряде. Они вместе занимались военными упражнениями и вместе ели.

Вся направленность, как спартанского воспитания, так и дальнейшей жизни спартанцев имела цель укрепления  военной мощи страны.

(Учебник по "Истории Древнего мира", под ред. А.Г. Бокщанина.)

Жизненные принципы, оформлены позже как законодательство Ликурга, позволили дорийцам (дорянам) в 12-11 веке до не только победить врагов, но и утвердиться на севере Балканского полуострова и островах в Эгейском море.   

Центральную часть полуострова, где господствовали Микены, дорийцам захватить не удалось, нападая с севера.

 Тогда был захвачен Пелопоннес (Южная часть Балканского полуострова)  с моря и двигаясь в северном направлении, они смогли разгромить государства центральной части Балканского полуострова.

Остатки наиболее активной части населения бежали в Аттику, на подступах к Аттике и захлебнулось дорийское нашествие. От цивилизованной Греции осталась только фактически Аттика с Афинами и острова у побережья Малой Азии в районе, где проживали карийцы.

Нашествие дорийцев уничтожило микенское государство, оставив ахейцам и критянам самые неудобные места на Пелопонесском полуострове.

Когда  говорят о Греческой колонизации 8-6 в. до н.э., то  пишут, что они были изначально, как торговые фактории, где греки сбывали свою ремесленную продукции, излишки вина и оливково  масла.  Это было действительно так, если мы говорим об Афинах, т.е. об ахейцах.

Но когда мы говорим о дорийцах, то это никак не вяжется с особенностями их быта и характера. Дорийцы не занимались торговлей.

В Средиземном море археологами обнаружено большое число колоний дорийцев. И, вероятно, эти колонии возникли как продолжение распространение дорийцев, завоевывавших новые территории. Захват территорий дорийцами в Африке,  Европе  и Малой Азии происходи, как в 8 веке, так и раньше в те времена,  когда они захватывали Балканский полуостров и острова в Эгейском море. Это уже потом захваченные территории   выродились в торговые фактории.

  • главная