Авторский сайт Лимарева В.Н.

Э.Д. Фролов.

(Фрагмент из работы:  «Факел Прометея»)

 

Дорийское нашествие дало толчок к развитию новой цивилизации.

Нагрудник греческого вождя, 8 век до н.э. Музейный остров. Берлин. Фото Лимарева В.Н.

Нужно сказать, что катастрофа, постигшая греческий мир  на исходе 2 тыс. до н.э. не была до такой степени  глобальной, как это иногда представляется  взору исследователей. Этносоциальные и политические сдвиги, обусловленные дорийскими завоеваниями, совершались  в рамках самого греческого мира, значительная часть населения  оставалось на своих местах и, разумеется, сохраняла важнейшие достижения  микенской эпохи: технологические навыки, культурные ценности, в фундаментальных областях духовной жизни, как религия и мифология, наконец, что самое важное, самую  традицию земледельческого поселения  с их уже выработанным веками укладом жизни.

С другой стороны, явились и новые обстоятельства, ставшие  залогом нового исторического движения, рождения новой цивилизации. В социальной жизни важно было устранение тяжелой опеки дворцов и открытого простора  для свободного развития сельских общин, из которых позднее начнут создаваться новые городские поселения.

В области материальной  столь же важно было распространение железа, которое способствовало повышению производительности труда в  сельском хозяйстве, индустриализации ремесленного труда.  Доступность  вооружения из железа  увеличило роль  крестьянского ополчения. Что в итоге привело к торжеству крестьянской демократии над местной родовой аристократией  и содействовало превращению сельской общины  в общину нового типа – гражданскую. Эти процессы привели к замечательному социологическому успеху – созданию гражданской городской общины, полиса.

Эти перемены, шли долгие столетия накоплением мелких количественных сдвигов.

В целом этом период развития Греции характерен социальным и  культурным упадком.

Чего стоит уже одно забвение письменности! В плачевное состояние искусства, где на смену изумительным реалистическим  или импрессионистскими изображениям  пришли сухие, примитивные композиции так называемого геометрического стиля. На этом фоне  города Новой Греции  на азиатском материке  оставались своего рода  культурными оазисами, и не случайно, что с  оживлением  общественной жизни с 8 века до н.э. именно они стали кузнецов новых культурных и идеологических форм, отвечавших духовным потребностям всего греческого мира, новой лирики, историко-географической прозы и, наконец, философии.

  • главная