Авторский сайт Лимарева В.Н.

Михаил Диунов.

«Расово-познавательная история цивилизаций: Древняя Греция»

(фрагмент)

 

Дорийцы создали государство Спарта, которым восхищалась вся Греция.

 

Несмотря на попытки некоторых исследователей представить дорийцев менее развитыми, чем ахейца, они стояли на более высоком уровне цивилизации, так как знали и использовали железо, что делало дорийское войско более эффективным против использовавших бронзовое оружие ахейцев. От других греческих племен дорийцы отличались строгой военной дисциплиной, воинственностью, устойчивыми родовыми традициями, гордостью и простотой образа жизни.

Воинственные дорийцы быстро подчинили своей власти ахейцев, частично подчинив и частично вытеснив их в горные менее плодородные земли Аттики, Ахайи и части островов Эгейского моря.

Дорийцы избегали роскоши и излишеств. Наивысшее воплощение дорийские добродетели нашли в спартанцах, создателях спартанского государства, которым восхищалась вся Греция. Велики были и культурные достижения дорийцев, так именно дорийский диалект лег в основу литературного греческого языка.

Еще одним доводом о высоком развитии дорийской культуры может считаться то, что именно вскоре после дорийского завоевания в Греции стали пользоваться письменностью, которая появляется в IX веке до н.э. Образцом для греческой письменности стала письменность финикийская, но это не значило того, что семиты сыграли роль создателей греческого алфавита. Из финикийского письма греками была позаимствована только идея знаков, которые бы передавали не слова или понятия, не слоги, а звуки.

Греки же первыми из всех цивилизаций стали использовать буквы для передачи и гласных и согласных звуков, что сделало их алфавит наиболее точным для выражения любых смыслов. Можно сказать, что первый шаг к науке был сделан греками именно после того, как они создали свой алфавит.

Какие же перемены произошли в греческом обществе после завоевания? Во-первых, дорийцы еще более укрепили аристократическую специфику греческого государства. Вместо наследственных царей микенской эпохи, все чаще власть становится прерогативой царей выбираемых из среды аристократии. Либо власть царя дополняется введением высших государственных должностей, которые занимались вопросами военного управления и судом. Так в Коринфе аристократия стала выбирать царя из своей среды. В Афинах, которые хотя и не были завоеваны дорийцами, но испытали их сильное культурное влияние, царю были приданы верховный военачальник – полемарх, регент – архонт и коллегия судей – фемосфетов .  А со временем власть наследственного царя и вовсе была заменена властью выборного правителя носившего титул архонт-базилевс.

Дорийцы окончательно утвердили политическую организацию греческих государств в качестве городов-государств – полисов. Полисы представляли собой политическую организацию свободных греков, образовавшуюся в результате объединения нескольких родов (явление, получившее название синойкизм). Полис нес в себе сильное родовое начало, так как принадлежность к полису было неразрывно связано с происхождением из одного из родов входивших в полис. Гражданство полиса было невозможно купить, право крови, а не право собственности обеспечивало существование этой системы. Полис был как бы средством, поднимающим положение даже самого бедного его гражданина до статуса благородного человека, воина и правителя.

Аристократизм греческой цивилизации достиг после дорийского завоевания своего пика. В рамках полисной системы не только власть принадлежала аристократии, но и власть превращала в аристократию весь народ. Во главе полиса, как правило, стоял совет старейший, глав родов. Верховные должности в системе управления государством занимали лица благородного происхождения, но при этом сохранялось и народное собрание, в котором участвовали все мужчины-граждане полиса. Впервые в истории, таким образом, уже в рамках государства, а не до государственных систем военной демократии, все представители народа конституировались в качестве господствующего класса. Свободные жители полиса не имевшие родовой (то есть этнической и расовой) связи с филами (родами) этого полиса гражданских прав не имели, хотя и могли проживать в городе и владеть имуществом. Так в дорийской Греции появилось явление, которое впоследствии получило название расовой и этнической сегрегации.

  • главная