Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Пьер Абеляр и Гуго Сен – Викторий предвестники перемен в средневековой Европе.

Средневековый философ и его ученики (рисунок в средневековой книге).

 

Пьер Абеляр (1079-1142)

 

  • О чем не молчал Пьер Абеляр.
  • Пьет был искренне верующим христианином. Он глубоко уверовал в Бога после перенесенной им личной трагедии.

    В 1119 году он женился на любимой своей ученице Элоизе, испытывая к ней пылкую любовь, у них родился ребенок, но родственники Луизы сделали все, чтобы расторгнуть этот брак и добились того, что Элоиза приняла монашеский постриг, вскоре и сам Пьер стал монахом.

    Пьер не сомневался в истинности самого христианства, однако видел, что христианская  догматика противоречива. Что христианская догматика настолько недоказательна, что не выдерживает никакой критики и поэтому не дает возможности познания Бога.

    Он стремился увидеть и показать всем те многочисленные противоречия и неувязки, которые присутствуют в тексте Библии, в сочинениях отцов христианской теологии.

    Абеляр утверждал, что логика имеет Божественное происхождение.

    Он называл логику «величайшей мудростью Наивысшего Отца», данной людям, чтобы просветлить их  «светом истинной мудрости», и сделать людей «в равной степени христианами и истинными философами».

    Высшей формой логического мышления Абеляр называл диалектику. По его мнению, с помощью диалектического мышления возможно, с одной стороны, обнаружить все противоречия христианского учения, а с другой стороны, устранить эти противоречия, выработать  непротиворечивое и доказательное вероучение.

    В его работе «Да и нет» он показал пример анализа христианской догматики.

    Абеляр выработал основной принцип всей «западноевропейской науки – научное познание возможно только тогда, когда предмет познания подвергается критическому анализу, который выявляет его внутреннее противоречие и затем с помощью логического мышления находится объяснения  противоречиям.

    Абеляру удалось познакомиться с некоторыми трудами древнегреческих философов: "Тимейем" - Платона и двумя логическими трактатами  Аристотеля,  - это все чем располагала Европа в начале 12 века.

    Абеляр сделал сенсационное заявлении, что языческие античные философы с помощью науки пришли ко многим христианским истинам ещё до  возникновения самого христианства. Сам Бога направлял их к истине, и не их вина в том, что они не были крещены.

    В своем философском искании Альберт пришел к убеждению, что основное значение Христа было не в том, что Христос своими страданиями снял с человечества его греховность,  в том, что Христос своим разумным моральным поведением показал людям пример истинной жизни.

    Мораль, нравственность являются следствием разума, практическим воплощение разумных убеждений человека, которые заложены в человеческом сознании Богом. Альберт назвал этику – практической наукой, назвал этику «целью всех наук», ибо в конечном итоге знания должно находить выражение в моральном поведении, соответстствующим имеющимся знаниям.

     

    Фрагмент из работы Пьера Абеляра «Возражения некому невежде в области диалектики»

    Сам Господь Иисус Христос побеждал иудеев в частных спорах и подавил их клевету, как писанием, так и разумным доказательством и… укрепил веру в себя не только могуществом чудес, но особенно силой слова. Почему же Он пользовался не только чудесами, делая то, что больше всего подействовало бы на иудеев, просивших у него знамения, как не потому, что Он решил наставить нас собственным примером, каким образом мы должны привлекать к вере при помощи разумных доказательств тех, которые ищут мудрости? Различая это, апостол говорит: «Ибо иудеи требуют чудес, а эллины ищут мудрости», т.е. последние укрепляются в вере преимущественно доказательствами, подобно тому, как первые – чудесами.

    Фридрих Энгельс писал, что у Абеляра главное не столько его учение, сколько сопротивление авторитету церкви, «вечное возобновляющаяся борьба против слепой веры»

    Дважды – на соборе в Суассоне (1121) и в Сансе (1140)– взгляды Абеляра были осуждены. Особым нападкам повергалась его работа «Да и Нет». Римская курия вынесла приговор Абеляру, по которому его обвиняли в ереси и обрекали на вечное молчание. Его работы были сожжены в соборе св. Петра. Не смотря на то, что друзьям удалось смягчить приговор и добиться прекращение преследование Абеляра, как еретика, здоровье его было подорвано. Он заболел и под защитой своего друга и заступника Петра Достопочтенного в аббатстве Клони провел остаток своих дней.

     

    Гуго Сен – Викторий (1096-1141).

    В начале 12 века Гуго Сен – Викторий монах августинианского аббатства Сен-Виктор в Париже  выдвинул идею о необходимости мирского обучения.

    Не смотря на то, что Гуго возглавлял мистическую школу и проповедовал предпочтение чувств перед разумом, внутреннего «опыта» перед внешним. Он считал высшей формой познания ощущение Бога в себе, мистическое богосозерцание, которое достигается только в состоянии сверхъестественного «озарения». Но в тоже время он не отрицал конкретных специальных знаний. Он считал необходимость этих знаний предпосылкой для изучения богословия.

    Он утверждал, что мирская ученость, сосредоточенная на изучении природного мира, составляет необходимую основу для более высокого религиозного созерцания.

    « Учись всему, и ты поймешь: нет ничего лишнего», - заявлял Гуго:

    «Целью свободных искусств (грамматики, риторики, диалектики, арифметики, музыки, геометрии, астрономии) – восстановление в нас образа Божьего».

    Именно эта концепция образования легла в основу идеи университетов, распространившихся по всей Европе, среди которых главенствующее место  занял парижский Университет, основанный в 1170г.

    Образованные под эгидой церкви университеты превратились в центры учености, куда для продолжения образования стали прибывать молодые люди со всей Европы. Они слушали публичные лекции ученых-монахов и их диспуты. Теперь отношение ученых к христианской вере перестало быть слепым.

  • Ученик Абеляра - Арнольд Брешианский. (Восстание против Папской власти в Риме).


  • главная