Воспитание у тюрок.

Фарид Алекперли.

Книги писателя Лимарева В.Н.

 (Тысяча и один секрет Востока, т.II, c.2)

 

Воспитание  у тюрок.

 

 

 

Традиции тюрок. У древних тюрок особым почетом и любовью пользовался сын - продолжатель рода, преумножающий славу своих предков. В  азербайджанском эпосе "Китаб-и Деде Корут" сказано:

 

"Добрый сын - сокровенность отчая,

Сын, что око одно очей его.

Хороший сын - счастье, огонь в очаге не погаснет...

Грубому сыну, которым имя отца не славится, из крестца

отца лучше бы не явиться,

Не войти в чрево матери и лучше на свет не родиться.

Сыном разумным, отца прославляющим, лучше прослыть" (20, с.19).

 

При воспитании девочки большое значение тому, какой личный пример подает мать девочке: “Не будет примером мать, дочь наставленья не сможет понять” (20, с.19).

 

Характер взаимоотношений матери с сынам описаны в дастанеАшик-Гариб”. Мать Гариба не только чуткая, нежная, любящая мать, но и превосходная воспитательница. Именно она привила сыну любовь к труду, воспитала в нем честность и другие достоинства.

 

Стремясь воспитать сына настоящим воином и   самостоятельной личностью,  отец не помогал ему ни в чем и никогда, даже в минуту смертельной опасности. Только другой человек имел право помочь попавшему в беду ребенку. Поэтому дети становились активными, мужественными и самостоятельными уже в самом раннем возрасте. Человек сам всего добивался, делал свою репутацию и дорожил ею больше всего на свете. Отсюда -  обостренное чувство чести (5, с.99).

 

Обряд инициации. Когда мальчик тюрок достигал совершеннолетия, он  подвергался обряду инициации, то есть, должен был продемонстрировать своё мужество и геройство перед специальным «жюри» из аксакалов рода. В случае успешного преодоления испытаний, общее собрание рода присваивало юноше новое имя. После этого он становился полноправным членом клана, выходил из-под опеки отца и переходил в непосредственное подчинение хагана (царя) (70, с.120).

 

В “Китаби-Деде Коркут” описаны испытания, которым подвергся пятнадцатилетний юноша по имени Бамси, сын Бай-Бура бека. Изначально он носил два “детских” имени - Бамси и Бозоглан, и лишь после первых ратных подвигов получил “взрослое” имя - Бейрек.

 

Согласно эпосу: “А в те времена, чтобы вы знали, юноше голову не срубившему, кровь не пролившему, имени не давали... Бамси узнал, что на купцов напали разбойники... Тут-то юный воитель и прискакал..., одного-двух слов не сказал, на гяуров мечом ударил. Тех, кто голову поднял, того убивал, подвиг во имя веры совершил, все добро купцам возвратил и назад поворотил... Отец наш Коркут пришел, имя юноше дал. И сказал [отцу Бамси]:

 

Ты сынка - мой Бамси, лаская его называешь.

Серого скакуна ему даришь.

Там будь же отныне Бамси Бейрек ему имя!

Всадник Серого жеребца - доброе имя для храбреца!

Я ему имя даю среди нас, долгую жизнь пусть Бог ему даст!”.

(20, с.63-64)

 

В другом месте рассказывается как сын Дирсе-хана убил в поединке быка (по-тюркски - буга), в честь чего был назван Бугач-ханом. Старейшина племени Коркут говорит:

 

Эй, Дирсе-хан!

Дай сыну сам

Власть и престол - мужествен он.

Дай быстроного, дай скакуна,

Ездить верхом - доблестен он...

 

“На Белом Майдане Баяндур хана сын твой сражался и победил. Быка-бугая он убил. Будь же и сын твой по подвигам славным наречен Бугач-ханом. Я ему имя даю среди нас, долгую жизнь пусть Бог ему даст!” (20, с.29).

 

Аталычество. В общественном быту народов Востока важное место занимал тюркский обычай аталычества, по которому родители поручали своих детей (преимущественно мальчиков) воспитывать семье своих подданных. Аталык (воспитатель, опекун) обучал их верховой езде, владению оружием и т.д.  На Кавказе этот обычай бытовал среди азербайджанцев, адыгов, абазин, осетин, балкарцев, карачаевцев, кумыков и кайтагских даргинцев.

 

В средневековом Азербайджане наряду со словом аталык употреблялось и выражение атабек.  Например, в 1136 году атабеком (опекуном) при малолетнем сельджукском правителе Арсланшахе был назначен Шамсаддин Эльданиз. 1150 году он  захватил власть и положил начало новой азербайджанской династии - атабеков Эльданизидов (Эльдегизидов) (15, с.142-143).

 

В XVI-XVII веках аталычество было распространено в основном в среде господствующей феодальной верхушки. У азербайджанцев и кумыков этот обычай имел место только в среде беков. Обычно, воспитатели были более низкого сословия, нежели родители ребёнка. Например, азербайджанского правителя шаха Исмаила I Сефеви, вдали от дома, воспитывал опекун бекского сословия.

 

Мальчик рос в доме аталыка обычно до совершеннолетия, девочка - до замужества. Аталык кормил, одевал и воспитывал своего питомца бесплатно, заботясь о нём даже больше, чем о своих детях. Главной обязанностью воспитателя считалась подготовка из своего "названного сына" хорошего воина, поэтому с 6 лет ребёнка учили стрельбе, верховой езде и борьбе, умению переносить голод, холод, зной и усталость (16, с.249).

 

Девочек с малых лет знакомили с правилами этикета, учили умению вести домашнее хозяйство, шить, вязать, готовить. Между аталыком и воспитанником возникали близкие отношения, не уступающие кровному родству, причём воспитанник был даже больше привязан к аталыку, чем к своим родителям. Кроме того, воспитанник считался родственником не только семьи аталыка, но и всего его рода. У адыгов и осетин воспитанник и дети аталыка считались молочными братьями (16, с.475).

  • главная