Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Добытые человеком знания и Божье откровение.

 

Европейская цивилизация сделала  рывок в познании окружающего мира благодаря тому, что католический мир признал богоугодными философские трактаты знаменитого схоластика Фомы Аквинского (1225-1274)  .

Фома Аквинский утверждал, что знания, которые человек считает добытыми своим разумом, на самом деле передаются человеку Богом через Божественные откровения.

Фома Аквинский в своих работах писал:

«Хотя и человек не обязан испытывать разумом то, что превышает  возможности человеческого познания, однако же, то, что передано Богом в откровении, следует принимать за веру. Различие в способах, при помощи которых может быть познан предмет, создает многообразие наук.

… священное учение  есть наука. Теология есть такая наука, которая зиждется на основоположениях,  и является высшей наукой. Теология может взять нечто от философских дисциплин, но не, потому что испытывает необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ей положений. Так как  основоположения свои она заимствует не от других наук, а непосредственно от Бога. При этом  же она прибегает другим наукам, как подчиненным ей служанкам, подобно тому, как  теория архитектуры прибегает к служебным дисциплинам…»

Познакомившись с трудами древнегреческого мыслителя Аристотеля, Фома Аквинский их  переосмыслил, и признавал, что вещи представляют собой единство формы и материи, при этом каждая вещь обладает некой сущностью.

Сущность каждой вещи и всех вещей вместе взятых проявляется благодаря тому, что есть  некая сущность всех сущностей, форма всех форм (идея для всех идей). Если Аристотель называл эту высшую сущность  - Умом, то с христианской точки зрения  - это Бог.

Изобретатель.

Эти утверждения Фомы Аквинского, поднятые на щит иезуитами, дали возможность ученным включиться в процесс познания окружающего мира.

Быть ревностным католиков и в то же время заниматься естествознанием,  изучая природные явления, стало нормой для европейских ученых.

Ревностным католиком были известный ученый Паскаль, посвятивший себя изучению законов физики, ревностными католиками были и ученые Декарт, Вольтер, Дидро.

Западная наука, преобразившая  жизнь на Земле,  вышла из монастырских келий, в которых ученые монахи, занимаясь богоугодным делом, изучали природу.

Знания, добытые этими учеными, это продукт их пытливого ума или божественное откровение - вопрос дискуссионный.

 Считать, что каждый шаг великих ученых сделан под руководством Высших Сил –  противоречит здравому смыслу.

Бог действительно присутствует в творчестве великих мыслителей, но его роль - это роль катализатора процесса, когда он подталкивает ученых к исследовательской деятельности.

Божественное откровение происходит тогда, когда Человек благодаря своим творческим изысканиям может четко сформулировать цель своих изысканий и готов понять смысл божественного откровения. Когда Человек, занимаясь  познанием окружающего мира, развивает свой интеллект до такого уровня, что способен правильно воспринять информацию от Высшего Разума.

 Интеллектуальные возможности Высшего Разума и Человека несоизмеримы,  в чем и заключается проблема диалога между Высшим Разумом и Человеком.

Высший Разум – интеллектуальное совершенство.

Возможностей человека ограничены объемом  знаний об окружающей природе, глубиной переосмысливания этих знаний и  зависят от гибкости мышления человека.

Гибкость мышления  - продукт упорных  интеллектуальных тренировок.

  • главная