Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Истоки Западной цивилизации.

 

3. Пророки:

После того как Альберт Великий, осознав всю интеллектуальную мощь аристотелизма, сделал его краеугольным камнем университетской программы обучения,  Фоме Аквинскому по наследству от учителя перешла следующая задача: установление духовного контроля доминиканского ордена над сферами теоретического богословия и образования, внедрить разработанную практику обучения во всех европейских университетах и других учебных заведениях.

 

  1. Биография Фомы Аквинского.
Фома Аквинский.

В 1225 году в семье  графа Аквинского  родился мальчик, которому дали имя Фома.

Фома воспитывался в  неаполитанском бенидиктинском монастыре  Монте Кассино, затем учился в неаполитанском университете. Здесь он познакомился с монахами из ордена доминиканцев и, несмотря на резкие протесты семьи, в 1244 году принял монашеский постриг и направился для дальнейшего своего обучения в Кельн к теологу Альберту Великому. В 1252 году Фома Аквинский становится преподавателем в парижском университете, в котором работал пятидесятые годы 13 века.

Преподавательская деятельность наряду с литературно-философским творчеством стали основным жизненным занятием Аквината. В 1959 году папа Урбан 4 отзывает его в Рим  для преподавания в доминиканских учебных заведениях. Италии.

В конце шестидесятых годов  его вновь в Париж, где он должен был отстаивать интересы римско-католической церкви  в идейных и теологических спорах  с различными мнениями, распространявшимися среди преподавателей  и студентов европейских университетов.

С 1272 по 1274 гг. Фома Аквинский занимается преподаванием в своем родном университете  г. Неаполь, где и умирает 7 марта 1274 году.

 После смерти ему был присвоен титул  «ангельский доктор», а в 1323 г за свои заслуги перед церковью  Фома Аквинский был признан святым.

Наиболее важными  из произведений, созданных Аквинским считаются

« Сумма истин католической веры против язычников» (1259-1264.)

«Сумма теологий» (1265-1274)

В этих произведениях изложены основные богословско-философские взгляды великого схоластика.

 

  1. Фома Аквинский считал:

Фома Аквинский всю свою жизнь находился в поиске истины. Ему постоянно казалось, что он что-то недопонимает, что для постижения истины нужно продолжать упорно работать, для того чтобы приоткрыть завесу над непостижимыми  Божественными тайнами.

Он считал:

Философия, используя свои, рационалистические методы познания, способна изучить свойства окружающего мира. Догмы веры, доказанные с  помощью разумных, философских доводов, становятся более доступны человеку и тем самым укрепляют его в вере.

Он считал:

Что с помощью научно-философских доводов возможно доказать истинность некоторых христианских догматов, например догмат о бытие Бога. Если некоторые догматы недоказуемы, так как в них показаны сверхъестественные, чудесные качества Бога, то они являются предметом веры, а не науки.

Он считал:

Истинное, высшее знание науке неподвластно, ибо человеческий разум не способен постичь Божественный замысел в полном объеме.

Он считал:

Что между философией и теологией нет противоречий, ибо философия, как «естественная познавательная способность, человека, в итого приводит самого человека к истиной вере.

Истинный ученый тогда прав, когда показывает, как в природе воплощается Божественный замысел.

Он считал:

Что сущность каждой вещи и всех вещей вместе взятых проявляется благодаря тому, что есть Бог (идея для всех идей).

Он считал:

По закону природы человек приходит к умопостигаемому через чувственное, ибо все познание берет свой исток в чувственных восприятиях.

Путь познания двояк: либо он исходит из причины, что первично само по себе, либо он исходит из следствия, основываясь на том, что первично в отношении к процессу нашего познания.

Он считал:

Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины; и в таком качестве Он должен обладать наивысшим совершенством.

Он считал:

Мир возник не случайным образом, он сотворен Богом через посредство активного интеллекта. В  божественном уме была форма, по подобию которой сотворен мир.

Он считал:

Активный интеллект есть нечто принадлежащее душе. Человеческая душа участвует в умопостижении.

Он считал:

Что человеческий разум и свобода представляют собой великую ценность.

Самостоятельность человеческой воли и разума не ограничивается фактом всемогущества Бога. Скорей, эти особые качества присутствуют в собственной природе Бога, ибо человек сотворен по Его образу и подобию. Принижение способностей человека  означало бы умалением бесконечностей способностей самого Бога и его всемогущества как Творца.

О Фоме Аквинсом пишет Ричард Тарнас в своей книге «История западного мышления»:

 

«После того как Альберт Великий, осознав всю интеллектуальную мощь аристотелизма (учения Аристотеля), сделав её краеугольным камнем университетской программы обучения, к Фоме Аквинскому по наследству от учителя перешла следующая философская задача: выковать такое мировоззрение, в которой отразится  бы отразилось мышление современное, т.е. средневековое.

По мнению Фомы Аквинского, признание природного порядка, не умаляет божественного всемогущества и является бесконечным творческим самовыражением  Бога. Бог побуждает каждое живое существо к движению сообразно с его творческой природой, сам же человек наделен высочайшей степенью свободы в силу своего рационального разумения. Человеческой свободе не угрожают ни законы природы, ни взаимоотношение с Богом: скорее она вплетена в ткань сотворенного богом порядка. А сам факт порядочности природы позволяет человеку развивать рациональную науку, которая, которая в конце концов приведет его разум к Богу».

  • Добытые человеком знания и Божье откровение.


  • главная