Лимарев В.Н.
Истоки Западной цивилизации.
3. Пророки:
После того как Альберт Великий, осознав всю интеллектуальную мощь аристотелизма, сделал его краеугольным камнем университетской программы обучения, Фоме Аквинскому по наследству от учителя перешла следующая задача: установление духовного контроля доминиканского ордена над сферами теоретического богословия и образования, внедрить разработанную практику обучения во всех европейских университетах и других учебных заведениях.
В 1225 году в семье графа Аквинского родился мальчик, которому дали имя Фома.
Фома воспитывался в неаполитанском бенидиктинском монастыре Монте Кассино, затем учился в неаполитанском университете. Здесь он познакомился с монахами из ордена доминиканцев и, несмотря на резкие протесты семьи, в 1244 году принял монашеский постриг и направился для дальнейшего своего обучения в Кельн к теологу Альберту Великому. В 1252 году Фома Аквинский становится преподавателем в парижском университете, в котором работал пятидесятые годы 13 века.
Преподавательская деятельность наряду с литературно-философским творчеством стали основным жизненным занятием Аквината. В 1959 году папа Урбан 4 отзывает его в Рим для преподавания в доминиканских учебных заведениях. Италии.
В конце шестидесятых годов его вновь в Париж, где он должен был отстаивать интересы римско-католической церкви в идейных и теологических спорах с различными мнениями, распространявшимися среди преподавателей и студентов европейских университетов.
С 1272 по 1274 гг. Фома Аквинский занимается преподаванием в своем родном университете г. Неаполь, где и умирает 7 марта 1274 году.
После смерти ему был присвоен титул «ангельский доктор», а в 1323 г за свои заслуги перед церковью Фома Аквинский был признан святым.
Наиболее важными из произведений, созданных Аквинским считаются
« Сумма истин католической веры против язычников» (1259-1264.)
«Сумма теологий» (1265-1274)
В этих произведениях изложены основные богословско-философские взгляды великого схоластика.
Фома Аквинский всю свою жизнь находился в поиске истины. Ему постоянно казалось, что он что-то недопонимает, что для постижения истины нужно продолжать упорно работать, для того чтобы приоткрыть завесу над непостижимыми Божественными тайнами.
Он считал:
Философия, используя свои, рационалистические методы познания, способна изучить свойства окружающего мира. Догмы веры, доказанные с помощью разумных, философских доводов, становятся более доступны человеку и тем самым укрепляют его в вере.
Он считал:
Что с помощью научно-философских доводов возможно доказать истинность некоторых христианских догматов, например догмат о бытие Бога. Если некоторые догматы недоказуемы, так как в них показаны сверхъестественные, чудесные качества Бога, то они являются предметом веры, а не науки.
Он считал:
Истинное, высшее знание науке неподвластно, ибо человеческий разум не способен постичь Божественный замысел в полном объеме.
Он считал:
Что между философией и теологией нет противоречий, ибо философия, как «естественная познавательная способность, человека, в итого приводит самого человека к истиной вере.
Истинный ученый тогда прав, когда показывает, как в природе
воплощается Божественный замысел.
Он считал:
Что сущность каждой вещи и всех вещей вместе взятых проявляется благодаря тому, что есть Бог (идея для всех идей).
Он считал:
По закону природы человек приходит к умопостигаемому через чувственное, ибо все познание берет свой исток в чувственных восприятиях.
Путь познания двояк: либо он исходит из причины, что первично само по себе, либо он исходит из следствия, основываясь на том, что первично в отношении к процессу нашего познания.
Он считал:
Мы полагаем Бога как первоначало не в материальном смысле, но в смысле производящей причины; и в таком качестве Он должен обладать наивысшим совершенством.
Он считал:
Мир возник не случайным образом, он сотворен Богом через
посредство активного интеллекта. В
божественном уме была форма, по подобию которой сотворен мир.
Он считал:
Активный интеллект
есть нечто принадлежащее душе. Человеческая душа участвует в умопостижении.
Он считал:
Что человеческий разум
и свобода представляют собой великую ценность.
Самостоятельность
человеческой воли и разума не ограничивается фактом всемогущества Бога. Скорей,
эти особые качества присутствуют в собственной природе Бога, ибо человек
сотворен по Его образу и подобию. Принижение способностей человека означало бы умалением бесконечностей
способностей самого Бога и его всемогущества как Творца.
О Фоме Аквинсом пишет Ричард Тарнас в своей книге «История
западного мышления»:
«После
того как Альберт Великий, осознав всю интеллектуальную мощь аристотелизма
(учения Аристотеля), сделав её краеугольным камнем университетской программы
обучения, к Фоме Аквинскому по наследству от учителя перешла следующая
философская задача: выковать такое мировоззрение, в которой отразится бы отразилось мышление современное,
т.е. средневековое.
По
мнению Фомы Аквинского, признание природного порядка, не умаляет божественного
всемогущества и является бесконечным творческим самовыражением Бога. Бог побуждает каждое живое существо к
движению сообразно с его творческой природой, сам же человек наделен высочайшей
степенью свободы в силу своего рационального разумения. Человеческой свободе не
угрожают ни законы природы, ни взаимоотношение с Богом: скорее она вплетена в
ткань сотворенного богом порядка. А сам факт порядочности природы позволяет
человеку развивать рациональную науку, которая, которая
в конце концов приведет его разум к Богу».
главная