Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Боги финикийцев и их святилища.

 «Финикийцы почитали практически тех же или почти тех же богов, что и угаритяне».

(Ю. Циркин. Мифы Финикии и Угарита»)

Финикийское божество.  7 в.до н.э.  Нац. музей Туниса. Фото Лимарева В.Н.

Это не совсем так или точнее - совсем не так. Финикийцы, пришедшие в Палестину, Сирию с Крита и других островов Эгейского моря почитали своих богов, но при этом они терпимо относились к верованиям местных народов. Верховным же богом семитских племен, занимавших упомянутые территории, был бог Элом, он же Эл, он же Илу.

Этот бог практически исчез их финикийского пантеона в 1 тыс. до н.э.  На передний план вышел истинно финикийский бог Баал-Шамим. Баал-Шамима, которого   финикийцы называли владыкой небес. Этого бога финикийцы помещали во главе вселенной. С другой стороны Баал-Шамим  был бог мореплавателей и покровительствовал морякам. Важными богами финикийского пантеона были так де Баал-Маге и Баал-Цафон…,  а так же Баал-Хаммон.

Поклонялись финикийцы и богине Астарта, покровительствовавшей царской власти: она покровительствовала семье, деторождению, и в тоже время была богиня-воительница, богиня – охотница. Её финикийцы считали одной из жен великого бога Эла.

«Как и угаритяне,  так и финикийцы  обожествляли нескорые горы и саму гору воспринимали как святилище. Того или иного божества  такими горами была Цефон на севере и Кармел на юге. В других случаях почитали не всю гору, а только пещеру, пещерное святилище было найдено в самой Финикии в гроте Васта между Сидоном и Тиром. Здесь обнаружены различные культовые предметы и надписи на стенах.

Другим видом святилищ были святилища под открытым небом. Такое святилище представляло собой место, особым ограждением отделенное от остального «светского мира». Здесь не было ни статуй, ни храма, а стоял только алтарь, на котором совершались жертвоприношения. Верующие приносили различные дары богу, делали посвятительные надписи, воздвигались священные камни.

Особым видом святых мест были маленькие часовни размером не больше квадратного метра с двориком и лабиринтом загородок, образующим проход к ним.

И все же наиболее значительным и важным видом святилища были храмы, располагавшиеся в основном в городе.  Каждый храм сложный комплекс, существенной частью которого являлся храмовый двор. Важнейшее место во дворе занимал алтарь. Здесь же могло расти так называемое священное дерево, то есть дерево, посвященное тому или иному божеству. В глубине двора поднималось само здание, которое обычно состояло из трех частей: вестибюля, собственно храмового помещения и недоступно помещения для верующих – «Святое святых». «Дом богов»  ограждался стеной, отделяющий священное место от остального мира.

Сам бог или богиня должны были присутствовать в своем храме либо в виде статуи, либо в виде особого священного камня. Доступ в «Святое святых», где, как полагали, обитает божество, был разрешен только жрецам, да и то в определенные дни. Вход в храм отмечался высоким порогом, перешагнуть через него означало перейти из обычного, «светского» мира в мир священный, божественный».

(Ю. Циркин. Мифы Финикии и Угарита»)

 

  • главная