Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Среднеассирийские законы.

 Клинописная книга из Вавилона.  6 век до н.э. Эрмитаж. Фото Лимарева В.Н.

Среднеассирийские законы это не законы государства, а свод различных законодательных актов и норм обычного права Ашшурской общины, составленный для обучения и для практических нужд. Всего сохранилось 14 табличек и фрагментов, которые принято обозначать прописными латинскими буквами, от «А» до «О».

Табличка  «А» (пятьдесят девять параграфов) подвешена различным аспектам правового положения свободной женщины – «дочери человека», «жены человека», вдовы и т.п, а так же блудницы и рабыни. Сюда входят различные правонарушения, совершенные женщиной или против неё, брак, имущественные отношения супругов, права на детей и т.п.  Иными словами женщина выступает здесь как субъект  права, и как его объект, и как преступница и как потерпевшая. Сюда же отнесены действия, совершенные женщиной или мужчиной: чародейство, мужеложство, убийство в чужом доме.

Касательно убийства, то согласно этим законам, убийца выдается хозяину дома, т.е. главе семьи убитого. «Хозяин дома» может поступить с ним по своему усмотрению: убить или отпустить, взяв с него выкуп.

Определена, согласно законодательства, долговая кабала на весьма жестких условиях: по истечению определенного срока заложники считаются купленными  за полную цену. С ними можно обращаться как с рабами, подвергать телесным наказаниям и даже продавать в другую страну.

Земля служила объектом купли-продажи, под контролем государства. Община может заменить продаваемый участок другим.

Семейное право регулирует и отношение в «большой семье». В большой семье власть главы семьи чрезвычайно широка. Глава большой семьи может отдавать своих детей, жену в залог, подвергать жену телесным наказаниям и даже наносить ей увечья. Как ему угодно он может поступать и со своей «согрешившей» незамужней дочерью. Прелюбодеяние карается смертью для обоих его участников: застав их на месте преступления, оскорбленный муж может убить  их обоих.  По суду же на совершивших прелюбодеяние  накладывается такое же наказание, какому муж пожелает подвергнуть свою жену. Женщина может стать юридически самостоятельной  лишь в том случае, если она овдовела  и не имеет сыновей, ни свекра, ни других родичей мужа. В противном случае, она остается под патриархальной властью. Свод законом устанавливает весьма несложную процедуру  превращения наложницы-рабыни  в законную жену  и узаконение рожденных ей детей, но во всех других отношениях  отношение к рабам и рабыням чрезвычайно суровы. Рабыням и блудницам под страхом тяжелого наказания запрещалось носить покрывало,  какое носят свободные женщины. Однако тяжелое наказание накладывается на рабыню по закону, а не произволу господ.

В Ассирийском судопроизводстве  широко применялись ордалий (испытание водой)  и клятва. Отказ от ордалия или клятвы был равносилен признанию вины.

Источник:

«История Востока», под ред. Р.Б Рыбакова, издание Института востоковеденья РАН.

Примечание:

  • Ордалий - «суд божий».

  • главная