Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Законники - философская школа фа-цзя (легизм).

 

  • Религии мира.
  • 1. Житель удела Лу трижды ходил в поход и трижды бежал с поля боя. Когда Конфуций спросил его, почему он покидал поле боя, Лу ответил: “ У меня старый отец; если я погибну, он не прокормится”. Конфуций счел это за проявление сыновнего благочестия, и начал ставить его другим в пример.

    Для любого здравомыслящего человека было очевидно, что в условиях, когда человек ставит свои личные проблемы выше государственных, при этом, как бы он не оправдывал свое предательство по отношению своим товарищам на поле боя и государю, он объективно наносит вред обществу, в котором живет. Если каждый будет заботиться только о своих родителях и под этим предлогом уклоняться от сражения с врагами государства, то государство обречено на уничтожение пришлыми народами.

    2. В уделе Чу жил прямой человек. Его отец украл барана, и сын донес об этом. Начальник удела, следующий конфуцианским предписаниям, сказал: “ Убейте этого недостойного сына. Он не покривил душей в отношении государя, но нарушил сыновнюю преданность – оказался жесток по отношению к своему отцу”.

    Эти и другие положения, пропагандируемые в трудах Конфуцием, породили негативное отношение к нему у Законников, целью которых было создание законов управления государством, опираясь на которые государь смог бы наладить эффективную систему управления.

    3. Идеи Конфуция и других философов в 5-4 веках до нашей эры не сделали людей счастливыми, так как внесли разброд во многие умы.

    Историки называют этот период – периодом Чжаньго и характеризуют не только как время, когда философская мысль Китая достигала небывалых вершин, но и временем бесконечных смут.

    Как пишет об этом философ Чжуан-цзы (369-286 гг.): “Вооруженные повстанцы, свободно передвигаться по странам, нападали на государства, громили дома, уводили скот и людей”. В это период в государствах все силы были брошены на борьбу с ворами и разбойниками. Государи выдумывали все новые и новые законы – один строже другого, но искоренить разбой и воровство казалось невозможно.

    Несмотря на призывы конфуцианцев, уважать знатных и государя и осмысленно подчиняться им, различного рода пройдохи (купцы, ростовщики) разрушали систему унаследования должностей. В ряде царств должности чиновников стали продаваться и покупаться, и неродовитые, но богатые люди вступили в конфликт с родовой знатью.

    4. В этот сложный период междоусобицы - большинство населения хотело жить в мире и спокойствии под управлением сильного государя. Для них были привлекательны идеи даосов, которые призывали к единению с природой, спокойной, размеренной жизни. Даосы утверждали, что народу не нужны излишние знания, не нужно излишние богатство, роскошь и знатность. Для того чтобы народ был счастлив, нужно, чтобы налоги были необременительными, чтобы не было войн и людей не раздражало то, что недостойный купается в роскоши. Мудрый и благодетельный государь свои знания и энергию должен направлять на то, чтобы народ мог спокойно жить, радуясь повседневным житейским радостям: красоте окружающей природы, добрым отношениям с соседями, любовным утехам. Счастье народа в возвращении к равенству и простоте родоплеменных отношений. Народ устал от бесконечных междоусобиц.

    5. Законник Хань Фэй-цзы это стремление народа к спокойной простой жизни воспринял как потребность народа в сильном государе, который вооружен пусть жесткими, но справедливыми законами, при помощи которых он должен навести порядок в государстве.

    Все зло решил законник Хань Фэй-цзы исходит из того, что умы людей своими философскими рассуждениями об абстрактной справедливости будоражат многочисленные философы и, в частности, конфуцианцы.

    Единение с природой.

    Основная идея законника Хань Фэй-цзы была в том, что ДАО - есть небесный юридический закон, а государь, так как ему Небо дало мандат на правление народом, и есть воплощение ДАО. Он утверждал, чтобы принести пользу государству, не обязательно следовать древности, ведь мудрый творит законы, а глупый ограничен ими, одаренный изменяет ритуал, а никчемный связан ритуалом. При определении методов управления следует исходить из основной задачи, стоящей перед государством. Если раньше и можно было управлять людьми, исходя из добродетели, то теперь необходимо иметь, прежде всего, законы о наказаниях, так как в древности люди были просты и поэтому честны, нынче люди хитры и поэтому не честны.

    6. Ин Чжэн (Цинь Ши-хуанди) - правитель государства Цинь, воспринял идеи Хань Фэй-цзы и, опираясь на них, а также на поддержку уставших от междоусобиц простых людей и богатых, но не родовитых семей, смог не только навести порядок в своем царстве, но и завоевать соседние царства, создав новую империю Цинь, и провозгласить себя императором Цинь Ши-хуанди (что переводится- первый император империи Цинь). Императором, при содействии законников, были разработаны законы по управлению империей. Император ввел единое для всех законодательство, единую денежную единицу, единые единицы измерения, единую письменность, единую имущественную и социальную гарантию населения, единый военно-бюрократический аппарат, завершил строительство Великой Китайской стены.

    Опираясь на утверждение главного идеолога империи Хань Фэй-цзы, что разрушение государства происходит из-за того, что разные философы своими идеями будоражат народ, критически оценивая деятельность государя, подрывают его авторитет, император приказал уничтожить все философские трактаты, кроме трактатов даосов. Если люди хотят учиться, пусть учатся не у "шарлатанов", а у государственных чиновников, считал он. В этот период были уничтожены все труды Конфуция и его последователей, труды философов других школ. Чиновники стали рьяно выполнять распоряжения государя: книг - жгли, а философов топили в нужниках.

    7. Империя Цинь просуществовала недолго (221-207 гг.), на то была воля Неба.

    Жесткое централизованное управление с бескомпромиссными законами привело к уничтожению династии.

    Осенью 209 г до н.э. большая группы бедных людей отправлялись к границе, чтобы отбыть воинскую повинность. Дорога была очень трудна и группа не смогла прибыть в пункт назначение в указанный срок. По жестоким законам империи всех опоздавших ждала смертная казнь. Чэнь Шэн уговорил товарищей бежать. Они убили начальника партии и подняли восстание. Восстание подхватили все слои населения. Повстанцы захватывали города и убивали чиновником. Три года продолжалось борьба за власть, и в 206 году старостой небольшой деревушки Лю Баном была основана новая династия. Династия получила название - династия Хань.

    8. Новый свод законов был составлен на базе законов империи Цинь. Прежде всего, были отменены многие жесткие наказания. Смертная казнь стала исключительной мерой наказания: казнили только убийц и грабителей.

    Если в период борьбы за власть были существенные отступления от законов управления государством созданных в период династии Цинь, то после стабилизации циньская система управления государством была восстановлена. Лю Бан стремился показывать себя не единовластным правителем - деспотом, а правителем, следующим советам приближенных. Стала формироваться новая элита: землевладельцы. Старая родовая знать так же была приближена к императору, их привилегии их были восстановлены. Аристократы стали придерживаться ритуалов, расписанных Конфуцием. Под их влиянием был отменен указ о запрете конфуцианства. Книги Конфуция были восстановлены по памяти.

    Купцы и ростовщики – опора Цинской империи - были отстранены от государева двора. Им стали запрещать одеваться в шелковые одежды, носить оружие, ездить на колесницах и верхом на лошади.

    9. Во времена правления императора У-Ди (140-87 г до н.э.) конфуцианство было признано официальной государственной идеологией. Теперь, в соответствии с высочайшим указанием, желающие стать чиновником должны были сдавать государственные экзамены. Они сдавали экзамены по знанию конфуцианских книг и законов государства, основой которых были идеи законников.

    Противоречия между конфуцианцами и законниками оказались преодолимыми. Ритуалы, расписанные Конфуцием, были узаконены законниками, и их невыполнение считалось нарушением закона.

    Крупные посты в государстве во времена правления императора У-ди принадлежали законникам, которые переводили учение Конфуция в чисто практическое русло, чтобы не страдали интересы государства.

    В статьи использованы фрагменты из следующих книг:

    1. “История древнего мира. “Древний Восток”. под ред. Бодак А. Н. Минск. “Харвест” 2000 г.

    2. В.Г. Иванов “Этика древнего мира”. Санкт-Петербург 1997 г.

    3. А.Н. Чанышев. “Курс лекций по древней философии” Москва. “Высшая школа” 1981 г.



  • главная