Лимарев В.Н.
Часть1. Афина – Палада.
11 –9
век до нашей эры в хронологии греческой истории называется Гомеровских
периодом. Сам факт, что довольно продолжительный период времени назван именем поэта и сказателя весьма
примечателен. Название периода произошло потому, что значительную информацию о
жизни древних греков историки черпали из произведений приписываемых Гомеру и из древних сказаний,
передаиваемых, согласно устной традиции, в виде мифов.
Мифы определяли мировосприятие народов Греции,
и, прежде всего, жителей Аттики - ионийцев. Гомер был ионийцем.
Греки
жили, соизмеряя свои поступки с поступками богов и героев. Божество –
покровитель племени имело и проповедовало те моральные принципы, которыми и
руководствовалось племя. Не случайно
жители древних Афин избрали своим покровителем богиню разума Афину, так как
именно эта богиня определяла их мировосприятие.
Афина-Палада
– богиня войны, но она признаёт только благоразумную войну, ведомую по всем
правилам военного искусства и имеющую определённую цель; этим она отличается от
бога войны Марса, которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятения
войны. Минера является строгой
исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав,
городов и гаваней.
Когда
Кекроп основал город, названый потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать
покровителем города – Афину или Нептуна. Эта нерешительность вызвала спор между
божествами. Чтобы примерить божества, Кекроп решил выбрать того из них, кто
изобретет самый полезный для ионийцев предмет.
Нептун
сотворил коня и обещал избранному племени, что оно будет воинственным племенем,
и будет заниматься мореплаванием.
Афина
ударила копьём о землю, и от удара её копья по земле появилось оливковое
дерево, покрытое плодами, указывая на то, что её народ будет сильным и могучим
благодаря земледелию и промышленности. Кекроп обратился тогда к народу, прося
его решить, которого из богов он желает избрать своим покровителем.
Народ прибег к всеобщему голосованию, причем все мужчины подали голос за
Нептуна, а женщины – за Афину; одной женщиной оказалось больше, Афина
одержала победу, и город был посвящен ей. Но, опасаясь гнева Нептуна,
пригрозившего поглотить своими волнами Афины, жители воздвигли и ему храм, и
вот каким образом, афиняне, а одно и то же время стали землепашцами,
мореплавателями и промышленниками.
Культ
Афины (Минервы) существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского
учения.
Слава
народу, избравшему в свои покровители Афину – богиню разума; могучую дочь
могучего отца.
Целомудренная
богиня никогда не изображалась обнаженной. Её никогда не касались стрелы Эрота,
который всегда избегал и оставлял её в покое. Венера, недовольная тем, что её
шаловливый сын не делает даже попыток ранить своею стрелою целомудренную
богиню, осыпала его за это упрёками. Он, оправдываясь говоря: « Я боюсь её, она
страшная, глаза ее зоркие, а вид мужествен и величествен. Каждый раз, как я
отваживаюсь подойти к ней, чтобы задеть её моей стрелой, она вновь пугает меня
своим мрачным взглядом, и я в страхе роняю мои стрелы и, дрожа бегу от неё».
главная