Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Боги покровительствуют сильным.

 (Об этнических ценностях афинян.)

 

 

Часть1. Афина – Палада.

 

11 –9 век до нашей эры в хронологии греческой истории называется Гомеровских периодом. Сам факт, что довольно продолжительный период времени  назван именем поэта и сказателя весьма примечателен. Название периода произошло потому, что значительную информацию о жизни древних греков историки черпали из произведений  приписываемых Гомеру и из древних сказаний, передаиваемых, согласно устной традиции, в виде мифов.

 Мифы определяли мировосприятие народов Греции, и, прежде всего, жителей Аттики - ионийцев. Гомер был ионийцем.

Афина (Древнегреческая скульптура).

Греки жили, соизмеряя свои поступки с поступками богов и героев. Божество – покровитель племени имело и проповедовало те моральные принципы, которыми и руководствовалось племя.  Не случайно жители древних Афин избрали своим покровителем богиню разума Афину, так как именно эта богиня определяла их мировосприятие.

Афина-Палада – богиня войны, но она признаёт только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определённую цель; этим она отличается от бога войны Марса, которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятения войны. Минера является строгой исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней.

Нептун (Древнегреческий рисунок).

Когда Кекроп  основал город, названый  потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать покровителем города – Афину или Нептуна. Эта нерешительность вызвала спор между божествами. Чтобы примерить божества, Кекроп решил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный для ионийцев предмет.

Нептун сотворил коня и обещал избранному племени, что оно будет воинственным племенем, и будет заниматься мореплаванием.

Афина ударила копьём о землю, и от удара её копья по земле появилось оливковое дерево, покрытое плодами, указывая на то, что её народ будет сильным и могучим благодаря земледелию и промышленности. Кекроп обратился тогда к народу, прося его решить, которого из богов он желает избрать своим покровителем. Народ прибег к всеобщему голосованию, причем все мужчины подали голос за Нептуна, а женщины – за Афину; одной женщиной оказалось больше, Афина одержала победу, и город был посвящен ей. Но, опасаясь гнева Нептуна, пригрозившего поглотить своими волнами Афины, жители воздвигли и ему храм, и вот каким образом, афиняне, а одно и то же время стали землепашцами, мореплавателями и промышленниками.

Культ Афины (Минервы) существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения.

Слава народу, избравшему в свои покровители Афину – богиню разума; могучую дочь могучего отца.

Целомудренная богиня никогда не изображалась обнаженной. Её никогда не касались стрелы Эрота, который всегда избегал и оставлял её в покое. Венера, недовольная тем, что её шаловливый сын не делает даже попыток ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала его за это упрёками. Он, оправдываясь говоря: « Я боюсь её, она страшная, глаза ее зоркие, а вид мужествен и величествен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к ней, чтобы задеть её моей стрелой, она вновь пугает меня своим мрачным взглядом, и я в страхе роняю мои стрелы и, дрожа бегу от неё».



  • главная