Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Боги покровительствуют сильным.

 (Об этнических ценностях афинян.)

 

Часть2. Суд Париса.

 

В обширной пещере кентавра Хитрона праздновали боги свадьбу Пелея (сына Зевса Эака) с Фетидой. Раскошен был праздничный стол. Громко звучала золотая кефира Аполлона, под её звуки пели музы о великой славе, которая будет уделом Пелея. Веселились боги. Одна лишь богиня раздора Эрида не участвовала в свадебном пире – её, по понятным причинам, не пригласили на пир. Одиноко она бродила вокруг пещеры и думала: как отомстить пирующим.

И придумала: на яблоке она сделала надпись «Прекраснейшей» и незаметно бросила на стол, за которым  сидели богини яблоко. Увидели богини яблоко, подняли его и прочли на яблоке надпись. Но кто из богинь прекраснейшая? Тотчас возник спор между богинями: женой Зевса Герой, Афиной и богиней любви Афродитой. Обратились богини к Зевсу и потребовали решить их спор. Зевс отказался быть судьей и велел, чтобы спор решил Парис, сын царя Трои Приама.  Явились богини к Парису. Испугался Парис, увидев их. Он хотел бежать, но разве мог он спастись бегством от быстрого, как мысль, Гермеса, который сопровождал богинь. Остановил Париса Гермес и сказал: «Ты видишь, перед тобой три богини. Отдай яблоко самой прекрасной из них, Зевс повелел тебе быть судьей в споре богинь».

Из-за наслоений времени, первоначальный смысл мифа несколько исказился и прекраснейшая из богинь, в настоящее время, воспринимается, как самая красивая, прежде всего, конечно, предполагая пластическую красоту. Древние греки вкладывали в миф смысл иной. О какой пластической красоте можно говорить целомудренной богини Афины не знавшей любви, и которую изображали только одетой.

Вопрос собственно идет не о красоте богинь, а о тех ценностях, которые они могут даровать людям. Из мифа ясно, что прекрасен тот бог, который может дать человеку наибольшую ценность. Между какими ценностями вынужден был выбирать Парис.

Гера посулила Парису, если он признает её лучшей из богинь, власть над всей Азией, то есть славу правителя могущественного государства. Афина – военную славу и победы над всеми врагами его родины. Афродита же обещала ему любовь прекраснейшей из женщин, Елены, дочери Зевса и Леды. Не долго думая, Парис выбрал Афродиту, и яблоко досталось ей.

Амур ведет Париса к Елене Прекрасной. (Древнегреческий рисунок).

Гера и Афина возненавидели Париса. Париса должны были ненавидеть все юные жители Афинского государства и призирать его. Париса, который из-за красивой женщины погубил свою родину-Трою. Мужественные греки, разрушившие Трою, были примером для подражания для «юных героев». Ведь они, уничтожая Трою, мстили за поруганную честь  Менилая. У которого Парис украл драгоценности и увел влюбившуюся в него Елену.

 Для юного Афинянина любовь к родине была выше любви к женщине. Детям прививалось пренебрежение к людям, ведущим праздный образ жизни. Трояне  представлялись грекам  (ионийцам) людьми изнеженными, не способными понять мужество и оценить доблесть.

Если бы Парис присудил яблоко Минерве, мог бы получить  взамен воинскую доблесть и благодаря богине  упрочить независимость своей родины. Но, отдав предпочтение Венере, он получил страсть и наслаждение взамен воинской доблести.

Примечательна развязка данной истории. Парис – сын Приама не смог защитить Трою, когда пришли враги, Троя была взята греками. Парис, как мог, защищал Трою, но был ранен отравленной стрелой пущенной рукой Филокета. Яд всё глубже и глубже проникал в тело Париса. Парис ушел из Трои в лес и умер там, в страшных мучениях. Что касается Елены, то она досталась победителям, и Елена опять полюбила Менелая, и он с торжеством  посадил её на корабль и отвёз на родину.

 Вот они ветреные женщины, изменчивые и готовые всегда сдаться на милость победителю. Женщины выбирают победителей, и это знал каждый грек, воспитанный на бессмертных произведениях Гомера. Удел мужчин совершать подвиги, увеличивая могущество родины, добиться положения в обществе и только потом вступить в брак, – выбрав свою Елену Прекрасную, но сначала подвиги во имя родины.

Женились мужчины в афинском государстве по достижению тридцати лет. До этого возраста, при необходимости, пользовались услугами проституток. Затем заводили семью и ждали наследника, супружеские узы – это было свято.

Женщины, в свою очередь любили победителей, они отдавали себя в награду победителям.



  • главная