Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Боги покровительствуют сильным.

 (Об этнических ценностях афинян.)

 

 

 Гомер

Часть4. Как формировалось мировосприятие молодых ионийцев.

 

В Афинах до пятого века до нашей эры было преимущественно домашнее воспитание. Родители весьма ответственно относились к воспитанию своих детей. В Афинах считалось, что каждый свободный гражданин мужчина обязан к 35 годам обзавестись семьей.  Производя детей, гражданин выполнял свой долг перед родом и семьей, ибо дети продолжали род и принимали на себя культовые  обязанности по отношению к предкам, принося им жертвы, отдавая подобающие  умершим и поддерживая и сохраняя  семейные традиции. Воспитывали детей  древние афиняне в соответствии со своими культурными традициями. Они считали своим долгом  дать ребенку образование и воспитать достойного гражданина.

Произведения Геосида и Гомера, жившего немного раньше, можно считать источником нравственности для этноса афиняне - этническими ценностями древних греков.

Традиционной нормой общественной нравственности для ионийцев считается  поэма Гесиода  "Работа и дни", которая у древних греков пользовалась не меньшей популярностью, чем " "Илиада" Гомера. В поэме Геосид дает практические советы  и наставления своему беспутному брату по имени Перс.

Если внимательно читать поэму, то становится ясно: какие высокие нравственные нормы предъявляли членам своего сообщества древние афиняне в начале своей этнической истории 12-9 века до н.э.

В прочем судите сами по приведенным отрывкам из поэмы, которые я привожу без комментариев.

1.      Если трудиться ты любишь, то будешь гораздо милее

Вечным богам, как и людям: бездельники всякому мерзки.

2.      Нет никакого позора в работе: позорно безделье.

3.      Если ты трудишься, скоро богатым ты станешь, на зависть ленивцам

Вслед за богатством идут добродетель с почетом.

4.      Лучше добром богом данным владеть, чем захваченным силой.

5.       Если ум отуманен и в сердце бесстыдство

Боги  легко человека такого унизят

Очень недолго он тешиться будет богатством, захваченным силой.

6.      Друга зови на пирушку, врага обходи приглашеньем.

Тех, кто живет по соседству, зови непременно.

Если несчастье случится, сосед непременно поможет.

7.      Точно отмерив, бери у соседа взаймы: отдавая.

8.      Выгод нечистых берегись, нечистая выгода - гибель.

9.      Тех, кто любит, - люби; если кто нападет, - защищайся.

10.  Только дающим давай: ничего не давай не дающим.

11.  Насильно берущего - смерть ожидает.

12.  Тот, кто охотно дает - в сердце своем веселится.

13.  Гибельна гордость для малых людей. Да и тех, кто повыше.

14.  Там где суд справедливый…

Там государство цветет, и в нем процветают народы.

15.     Правду блюдите в решеньях, и думать забудьте о кривде.

При домашнем воспитании, в котором имело существенное значение участие женщины, естественно, главным и основным считалось знание перечисленных выше литературных произведений.

Эти замечательные произведения служили для молодых греков школой жизни. Эти произведения формировали мировосприятие у древних жителей Аттики, они оказали сильное воздействие на мировосприятие жителей других государств района Эгейского моря. Жители Аттики, благодаря вере в силу нравственных принципов изложенных в произведениях Гомера и Геосида смогли создать высокоразвитое цивилизованное государство.



  • главная