Элам.
(Элам-Персия: предыстория.)
Элам,
расположен к востоку от Вавилона в отрогах гор Загрос - на побережье
Персидского залива. Это низменная, а в средней и верхней части— горная долина
рек Каруна и Керхе, вливавшихся в высохшую теперь лагуну Персидского залива
восточнее реки Тигр, а также окрестные горные районы.
На
протяжении веком главным городом Элама были Сузы.
С
конца 4 тысячелетия до н.э. развитие Элама происходило параллельно развитию
городов-государств Эриду, Лагаш, Урук, Ур… в Междуречье.
Горная
область Элама и долины рек Каруна и Керхе, так же как и нижние течение рек
Тигра и Евфрата были захвачены переселенцами их южных областей Европы в конце 4
тысячелетия до н.э.
Есть
сведения из исторической литературы, что территорию Эламе во время захвата
выходцами из Европы заселяли племена негроидного типа.
Пришелицы
ассимилировали с местным населением и приняли их язык. В результате симбиоза
народов родилась своеобразная эламская культура и была создана иероглифическая
письменность. Элам благодаря относительной изолированности от Месопотамии
приобрел свои культурные традиции и этнические ценности.
В
24 веке до нашей эры эламиды попадает в политическую
зависимости от Аккадского царства, и начинают принимать этнические ценности
Междуречья. Своя письменность стала второстепенной и к середине второго тысячелетия до н.э. была забыта, культурные
традиции стали подвергаться деформации. Элам был включен в супероэтническое
пространство Месопотамия.
В 21 веке, время ослабления Шумеро-Аккадского
царства, Элам вновь обретает независимость и ведет успешные завоевательные
войны 19-18 веках до н.э., захватывает такие крупные города Междуречья, как Ур,
Ларса, Урук.
Вавилонский
царь Куригальзу 2 в конце четырнадцатого века завоевывает Элам, и Элам входит в
Вавилонское (Кассидское) царство.
Через
столетие Элам смог вновь вернуть себе независимость и укрепиться под властью
царей династии Аншана и Суз.
Эламский
царь Шутрук Наххуте формирует мощную армию и наносит ощутимое поражение войску
кассидов, захватывает Вавилон и другие города Кассидского государства и вместе
с богатой добычей увозит стелу с законами Хаммурапи в Сузы. Эламиды вносят
изменения в законы Хаммурапи. Из 247 статей законов Хаммурапи они убирают 35
статей, которые, по их мнению, ухудшали законодательство. На стеле эти статьи
были тщательно выскоблены.
В
12 веке Кассидское государство прекращает свое существование, и в 1155 г до
н.э. становится частью могущественного Эламского государства, но ненадолго.
Знать
Вавилонии не смеряется с зависимостью от Элама, и в западной части Вавилонии, в
городе Исин, создается центр для борьбы с завоевателями. Вавилонская знать
выбирает в 1126 г до н.э. царя новой династии - Навуходоносора 1. Ополчение,
под его руководством, в 1115 году наносит
разгромное поражение эламидам. Потерпев поражение от Вавилона в 1115 г
до н.э. Элам не потерял своей независимости, и продолжал жить по своим эламским
законам, отличным от законов Вавилона.
В
частности, если в Вавилоне стала усовершенствоваться в 12 веке структура
выборности царя, то Элам утвердил престолонаследие. В этот период царский
престол стал передаваться от царя к его старшему сыну. В Эламе формировалась
централизованная монархия – прообраз восточной деспотии. Безусловно, этим
отличие в мировосприятии жителей Месопотамии от жителей Элама не исчерпывается.
Например, в Эламе женщины пользовались большими правами, чем женщины, а
Месопотамии, они могли быть свидетелями и ответчиками в суде, дочери получали
одинаковую долю наследства с сыновьями, и даже могли занимать государственные
должности.
Сложный
мир этнических ценностей эламидов формировался не только в следствии следованию
традициям предков, но они, находясь в тесном контакте с вавилонами, в 12 веке
до н.э. приняли ряд прогрессивных веяний, отвергнутых консервативными месопотамцами.
В
7 веке до н.э. произошел постепенный захват эламских территорий персами, и
взаимное проникновение культур двух народов.
Об этом событии хорошо написано в «Истории
Древнего Востока» под ред. В.И Кузищина: «Хотя после захвата персами Элам лишился
своей независимости, его культурные достижения оказали большое влияние на
материальную и духовную культуру древних персов».
Другими
словами основные этнические ценности
эламидов легли в основу субэтнических
ценностей древней Персии.
Когда
мы будем вести разговор об субэтнических ценностях персов, то практически невозможно будет
определить то, что же заимствовали персы от эламидов. Причин очевидна
- весьма скудные сведения, которыми мы располагаем о мировосприятии эламидов.
главная