Книги писателя Лимарева В.Н.

Элам.

 

(Элам-Персия: предыстория.)

 

Элам, расположен к востоку от Вавилона в отрогах гор Загрос - на побережье Персидского залива. Это низменная, а в средней и верхней части— горная долина рек Каруна и Керхе, вливавшихся в высохшую теперь лагуну Персидского залива восточнее  реки  Тигр, а также окрестные горные районы.

На протяжении веком главным городом Элама были Сузы.

Элам (карта).

С конца 4 тысячелетия до н.э. развитие Элама происходило параллельно развитию городов-государств Эриду, Лагаш, Урук, Ур… в Междуречье.

Горная область Элама и долины рек Каруна и Керхе, так же как и нижние течение рек Тигра и Евфрата были захвачены переселенцами их южных областей Европы в конце 4 тысячелетия  до н.э.

Есть сведения из исторической литературы, что территорию Эламе во время захвата выходцами из Европы заселяли племена негроидного типа.

Пришелицы ассимилировали с местным населением и приняли их язык. В результате симбиоза народов родилась своеобразная эламская культура и была создана иероглифическая письменность. Элам благодаря относительной изолированности от Месопотамии приобрел свои культурные традиции и этнические ценности.

В 24 веке до нашей эры эламиды  попадает в политическую зависимости от Аккадского царства, и начинают принимать этнические ценности Междуречья. Своя письменность стала второстепенной и к середине второго  тысячелетия до н.э. была забыта, культурные традиции стали подвергаться деформации. Элам был включен в супероэтническое пространство Месопотамия.

 В 21 веке, время ослабления Шумеро-Аккадского царства, Элам вновь обретает независимость и ведет успешные завоевательные войны 19-18 веках до н.э., захватывает такие крупные города Междуречья, как Ур, Ларса, Урук.

Вавилонский царь Куригальзу 2 в конце четырнадцатого века завоевывает Элам, и Элам входит в Вавилонское (Кассидское) царство.

Через столетие Элам смог вновь вернуть себе независимость и укрепиться под властью царей династии Аншана и Суз.

 

Эламский царь Шутрук Наххуте формирует мощную армию и наносит ощутимое поражение войску кассидов, захватывает Вавилон и другие города Кассидского государства и вместе с богатой добычей увозит стелу с законами Хаммурапи в Сузы. Эламиды вносят изменения в законы Хаммурапи. Из 247 статей законов Хаммурапи они убирают 35 статей, которые, по их мнению, ухудшали законодательство. На стеле эти статьи были тщательно выскоблены.

В 12 веке Кассидское государство прекращает свое существование, и в 1155 г до н.э. становится частью могущественного Эламского государства, но ненадолго.

Знать Вавилонии не смеряется с зависимостью от Элама, и в западной части Вавилонии, в городе Исин, создается центр для борьбы с завоевателями. Вавилонская знать выбирает в 1126 г до н.э. царя новой династии - Навуходоносора 1. Ополчение, под его руководством, в 1115 году наносит  разгромное поражение эламидам. Потерпев поражение от Вавилона в 1115 г до н.э. Элам не потерял своей независимости, и продолжал жить по своим эламским законам, отличным от законов Вавилона.

В частности, если в Вавилоне стала усовершенствоваться в 12 веке структура выборности царя, то Элам утвердил престолонаследие. В этот период царский престол стал передаваться от царя к его старшему сыну. В Эламе формировалась централизованная монархия – прообраз восточной деспотии. Безусловно, этим отличие в мировосприятии жителей Месопотамии от жителей Элама не исчерпывается. Например, в Эламе женщины пользовались большими правами, чем женщины, а Месопотамии, они могли быть свидетелями и ответчиками в суде, дочери получали одинаковую долю наследства с сыновьями, и даже могли занимать государственные должности.

Сложный мир этнических ценностей эламидов формировался не только в следствии следованию традициям предков, но они, находясь в тесном контакте с вавилонами, в 12 веке до н.э. приняли ряд прогрессивных веяний, отвергнутых консервативными месопотамцами.

В 7 веке до н.э. произошел постепенный захват эламских территорий персами, и взаимное проникновение культур двух народов.

 Об этом событии хорошо написано в «Истории Древнего Востока» под ред. В.И Кузищина: «Хотя после захвата персами Элам лишился своей независимости, его культурные достижения оказали большое влияние на материальную и духовную культуру древних персов».

Другими словами  основные этнические ценности эламидов легли в основу  субэтнических ценностей  древней Персии.

Когда мы будем вести разговор об субэтнических ценностях  персов, то практически невозможно будет определить то, что же заимствовали персы от эламидов. Причин очевидна - весьма скудные сведения, которыми мы располагаем о мировосприятии эламидов.

  • главная