Серия книг: «Что Он сказал!?
Книга 2
ИНДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДОЛИНЫ (МОХЕНДЖО-ДАРО, ХАРАППА) (Археологический словарь).
Лимарев В.Н.
Уорвик Брей,
Дэвид Трамп
Археологический словарь.
ИНДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДОЛИНЫ (МОХЕНДЖО-ДАРО, ХАРАППА)
ИНДА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДОЛИНЫ (англ. Indus Civilization), одна из величайших и наименее изученных
цивилизаций древности, располагалась в долине р. Инд (в основном
Северо-Западный Пакистан), открыта в ходе раскопок сэра Джона Маршалла,
сэра Мортимера Уилера и
др. Столицами цивилизации были Хараппа и Мохенджо-Даро,
города меньших размеров известны в Пенджабе, Синде
и Катхияваре, несколько торговых пунктов встречаются
в других районах. На огромной территории наблюдается удивительное единство
культуры. Ряд городов, в т.ч. Хараппа, перекрывают поселения,
связанные с жилыми холмами Белуджистана, от которых, по-видимому,
происходит сама цивилизация. Реальными кажутся также импульсы с Ближнего
Востока (Мундигак). Вопрос о
происхождении И. ц. д. пока не выходит за
рамки предположений. Безусловно, большое значение имели природные условия,
стимулировавшие культурное развитие. К 2300 г. до н.э. цивилизация достигла высокого уровня и поддерживала торговые
контакты с Шумером, о чем свидетельствуют находки типичных
печатей (рис. 51). Радиоуглеродный анализ подкрепляет эту дату и позволяет
утверждать, что к 1700 г.
до н.э. в культуре Инда
наметился упадок. Определенную роль сыграла близость р. Инд. Во многих
городах, в частности в Мохенджо-Даро, наблюдаются
отложения, связанные с частыми катастрофическими наводнениями. Истощение
ресурсов, например в процессе обжига огромного
количества кирпичей, обострило упадок. Окончательное падение И. ц. д. было, по-видимому, вызвано вторжением извне,
предшествовавшим или связанным с появлением индоариев.
Города И. ц. д. были неукрепленными
(исключением может служить Калибанган), хотя
многие имели цитадели, обнесенные стенами. С ними связаны несколько известных
могильников по обряду ингумации. Общим
являлся сетчатый принцип планировки (здесь он применялся впервые),
распространена развитая система дренажа. Обожженный кирпич вырабатывался
повсеместно. Выявлены большие общественные хранилища продовольствия, в Мохенджо-Даро раскопаны бани, зал собраний и другие
монументальные сооружения. Тип организации в долине Инда пока неизвестен,
вопрос о наличии дворцов и храмов спорен. Широкое распространение
иероглифического письма (оно окончательно не прочитано) и стандартные меры
длины и веса позволяют предположить, что государство было централизованным и могущественным.
Хозяйство базировалось на земледелии и скотоводстве. Выращивались пшеница,
ячмень и овощи, а также рис (Лотхал) и
хлопок (эти две культуры появляются впервые). Важную роль играл крупный рогатый
скот. Имеются данные о сухопутной торговле на территории Белуджистана и
морской — в Персидском заливе. Как ни странно, в области металлообработки
жители долины Инда отставали. Известны медные и бронзовые (невысокого качества)
топоры, по-прежнему были распространены сланцевые ножевидные
пластины. С другой стороны, искусно выполнены бронзовая статуэтка танцующей
девушки и некоторые каменные (наиболее известна фигурка бородатого жреца —
фото 31, 64). Из числа терракотовых статуэток
самыми распространенными являются женские, на которых изображены браслеты из раковин
или глины. Часто встречаются фаянсовые, медные или каменные бусы
(особенно из лазурита и гравированного сердолика). Керамическое
производство было массовым и в целом невыразительным. Посуда высокого качества
расписывалась черной краской по красному фону, изображались звери, птицы и
листья. Наибольшее художественное значение имели квадратные стеатитовые печати
с вырезанными на них животными (в т.ч. мифическими) и краткими «надписями».
Поскольку письменность еще не расшифрована, объективная оценка культуры в целом
пока невозможна. Несмотря на невысокий уровень ряда ремесел, И. ц. д. была огромным достижением. Степень ее влияния на
более позднюю культуру и религию Индии еще предстоит установить
МОХЕНДЖО-ДАРО (Mohenjo-daro), одна из двух
столиц цивилизации долины Инда, расположена на западном берегу
р. Инд в 400 милях
(643,6 км) к юго-западу от Хараппы. В 20-е гг. памятник
исследовался Дж. Маршаллом, в
30-е гг. — Э.Маккеем, а затем М.Уилером и в недавнем прошлом — Дж. Дэйлсом. Город занимал площадь около квадратной мили (259 га) и
представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки). Крупные
кварталы, разделенные широкими улицами с развитой дренажной системой
(фото 32), разделялись на более мелкие и
застраивались домами из обожженного кирпича. Один из кварталов западной стороны
возвышался над остальными и представлял собой 35-футовую (10,7 м)
цитадель. Обнаружены следы укреплений из обожженного и сырцового кирпича.
Внутри раскопаны зал собраний, «учебное заведение»,
большая общественная баня и хранилище. На вершине находится храмовое сооружение
более позднего времени. Раскопки не удалось довести до древнейших слоев
поселения из-за высокого уровня грунтовых вод. В результате бурения материал получен
с глубины 39 футов
(11,9 м) от дневной поверхности, холм возвышается над ней на 35 футов (10,7 м).
Наводнения несколько раз опустошали город. Материал верхних слоев говорит об
упадке культуры. О катастрофе, постигшей город, возможно, свидетельствуют группы
непогребенных скелетов. Вторичное заселение (как в
Хараппе) не прослеживается. Датировка этого поселения до сих пор является
предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют
отнести его к 2300–1750 гг. до н.э. (фото 64).
ХАРАППА (Harappa), одна из двух столиц
цивилизации долины Инда, расположена у р. Рави в Пенджабе, в 400 милях (643,6 км)
к северо-востоку от Мохенджо-Даро. Обожженные
кирпичи древнего города использовались в качестве балласта при строительстве
близлежащей железнодорожной линии, однако раскопки Дж. Маршалла
в 20-е гг. и М.Уилера в 1946 г. извлекли
важную информацию в 50-футовом (15,2 м) холме цитадели на западном краю
города. Массивная стена была сложена из сырцового кирпича и облицована обожженным, толщина стены достигала 40 футов (12,2 м),
внутренняя площадь — 200×400 ярдов (182,9×365,8 м). К
северу раскопаны кварталы ремесленников и огромные амбары, снабжавшие город
продовольствием. В южной части находится могильник по обряду ингумации, известный как R 37, который относится к
позднему периоду X. Выше его расположен могильник Н, который принадлежал
небольшой группе поселенцев, живших на территории города после его разрушения.
Обряд могильника — ингумация или расчлененные
захоронения, сопровождавшиеся расписной керамикой (черный цвет на красном
фоне), которая сильно отличается от посуды Инда. Среди
мотивов — павлины, различные животные, геометрический или растительный
орнамент.
КАЛИБАНГАН (Kalibangan),
поселение в Индии недалеко от Хараппы на берегу пересохшей р. Гхаггар. На энеолитическом
поселении, близком Кот Диджи, и слое,
подстилающем город Хараппу, получена радиоуглеродная дата 2150 г. до н.э.
Около 1950 г.
до н.э. (14C)
был построен небольшой город цивилизации долины Инда.
Цитадель имела кирпичную стену с квадратными бастионами, в нижнем городе
прослежены следы другой стены. Кирпичная архитектура, планировка и находки
позволяют считать город типичным. Он процветал до 1750 г. до н.э.
Рис.
51. Индские печати.
Фото
31. Бронзовая статуэтка танцовщицы из Мохенджо-Даро.
Фото
32. Улица в Мохенджо-Даро. Харапская (видны канализационные стоки, выложенные кирпичом).
ОБ
АВТОРАХ
Уорвик Брей —
преподаватель американской археологии в Лондонском университете. Степени
магистра гуманитарных наук и доктора философии он получил в Кембридже (Сент-Джонс-колледж), руководил раскопками в Англии, Италии,
Колумбийских Андах. Автор известной книги «Повседневная жизнь инков».
Дэвид Трамп — преподаватель
Кембриджского университета. Образование получил в Пэмброкском
колледже, где был удостоен степени доктора философии. Был куратором археологии
в Национальном музее Мальты. Проводил раскопки во многих странах. Автор книг
«Центральная и Южная Италия в доримскую эпоху» и «Скорба: первобытная культура Мальты».
главная