Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

О брахманах и особенностях индийской философии.

  • Религии мира.
  • Адам, спустившись из рая, направился Индию.

    Поэтому среди индийцев распространена красота, миловидность, гармоничность. Пение индийцев чудесно; у них много видов пляски, им свойственна грация. О красоте их женщин сложены поговорки. У индийцев богатая поэзия, развито ораторское искусство, философия и этика.

    От индийцев пошла наука мыслить. Наука астрономия происходит от них, прочие люди её заимствовали. Индийцы преуспели в медицине, овладели тайнами врачебного искусства. Индийцам принадлежат шахматы, а это – самая разнообразная и остроумная игра.

    Индийцы очень находчивы, в особенности при споре.

    (Басриец ал-Джахиз (умер в 868 году.) – арабский литератор)

    В социально-гуманистический этап развития человечества (6 в до н.э. по 6 в.н. в соответствии с теорией эволюции жизни во Вселенной) - Индия была цветущей страной.

    В это время тысячи ученых индусов занимались переосмысливанием бытия, научной деятельность: медицинскими исследованиями, астрономией, математикой… Основой, базой для развития их философской мысли были древние тексты: эпические сказания, веды.

    Но занимались философствованием не все жители в древнеиндийских государствах. Заниматься философией и науками была прерогатива брахманов.

    Брахманы были наследственной интеллигенцией в древней Индии, особой кастой.

    Жизнь брахмана, после того как исполнится семь лет, делилась на четыре периода.

    1 период, продолжался от 7 лет до 25 лет. В эти годы он должен был заниматься аскетизмом: спать на земле, питаться умерено.

    Для обеспечения себя питанием брахман, должен был обойти пять домой, в отведенное для этих целей время. Полученные подаяния он обязан принести учителю, чтобы тот мог выбрать то, что ему понравится, остальное мог взять ученик. Ученик питался буквально объедками со стола наставника. Питался он только дважды в сутки: в полдень и с наступлением темноты. Три раза в день он должен совершать омовения и приносить жертву огню в начале и конце дня.

    Под руководством наставника он все остальное время изучал веды и их толкование и переосмысливал услышанное.

    2 период, продолжался от 25 лет до 50 лет. Наставник в этот период разрешал молодому брахману создать семью. Он женится, обзаводится хозяйством и думает о потомстве. При этом имеет сексуальные связи с женой не чаще одного раза в месяц, после её очищения от месячных. Он зарабатывает на жизнь обучением брахманов и кшатриев, получая за это вознаграждение в виде даяний. Он может ещё просить подаяния у богатых людей, но не настаивать на своей просьбе, чтобы не принудить дающего.

    Наконец, брахман живет еще тем, что собирает с земли или с деревьев. Торговать ему запрещается - этим должны заниматься вайшья. Торговля ему запрещена из-за того, что ей сопутствует обман и ложь. Брахманам также запрещено постоянно заниматься уходом за лошадьми и коровами и красильным делом, а также брать проценты. Брахманы не обязаны, подобно другим кастам, платить налоги или нести повинности.

    Индийцы. Живопись в храме. (Нац. музей. Таиланд. Фото Лимарева В.Н.)

    3 период, продолжается от 50 лет до 75 лет. В этот период брахман должен предаваться отшельничеству, Он покидает свое хозяйство. Оставляет свою жену, если она не следует за ним в уединенные места, на попечительство детей. Он должен постоянно находиться вне обитаемых мест и заниматься изучением вед и переосмысливанием прожитого. Он не должен жить под крышей, ни носить платья, кроме грубой набедренной повязки. Он должен спать на земле без всякой постилки и питаться только плодами, растениями и кореньями. Пять сортов растений запрещено брахману употреблять в пищу: лук, чеснок, тыкву, гринджану (корень), нали. Питаться брахман должен только из отдельной посуды. Если его посудой воспользуется посторонний человек, посуда разбивается.

    4 период, продолжается от 75 лет до конца жизни. В это период он надевает красную одежду и берет в руки посох и занимается созерцанием, освободив сердце от всяких желаний: дружбы, вражды, гнева…Он направляется к какому-нибудь месту, отмеченному особой благодатью в поисках небесной награды за праведную жизнь. Он останавливается в деревнях не более суток и городе не более пяти суток. Питается он подаяниями. Брахман должен постоянно читать священные тексты и совершать только благочестивые поступки.

    Из полученной милостыни он обязательно откладывает пищу для животных, птиц и огня. Все, что он не съел, оставляет вне дома, чтобы едой мог воспользоваться случайный прохожий, нуждающийся в ней.

    Его стремление в достижении “мокши”, вечного пребывания в блаженстве, из которого нет возврата в новом перерождении в грешный мир.

    Всю жизнь брахманы занимаются изучением и переосмысливанием вед.

    Веда - означает познание того, что не было известно. Это речь, которую индийцы считают исходящей об Бога, переданной через уста Брахмы.

    Многие брахманы читают веды, но не понимают смысла написанного. Также без глубокого переосмысления обучают один другого. Но есть брахманы, которые очень серьезно походят к изучению и переосмысливанию вед – это толкователи вед, по большому счету, научная элита общества.

    В Древней Индии не было европейских традиций скрупулезного хранения и систематизирования накопленных знаний. Научные труды, созданные выдающимися мыслителями, передавались ученикам наставниками в устной форме, и каждый наставник добавлял свое виденье в полученную некогда информацию от своего наставника.

    В Индии только брахманы занимались науками, и научные знания были доступны только узкому кругу высокообразованных знатоков и ценителей. Длительный период относительной изоляции брахманов от остального народа привел к вырождению философских школ, тупику в развитии философской мысли, которая в конечном итоге привела индийскую научную мысль к набору непререкаемых догм. Развитие науки в Индии прекратилось во второй половине первого тысячелетия, что привело к вырождению (деградации) всего индийского общества.

    Знания, которые родились в индийском обществе в период с шестого века до нашей эры по шестой век нашей эры, были приняты и переосмыслены захватившими Индию арабами мусульманами в 8 века.

    В этой небольшой работе я опирался на труды арабского учено Абу Рейхан Бируни (973-1048), который посвятил свою жизнь изучению культуры Индии и написал свою книгу “Индия” в которой он рассказал о жизни индийцев и их научных достижениях. Он по крохам собирал то, что осталось от огромного пласта знаний накопленных индоарийской цивилизацией.



  • главная