Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Неоконфуцианство – идеология суперэтноса Цин.

(Идеология современной китайской цивилизации.)

  • Религии мира.
  • Изначально человек добр.

    Именно доброе начало и объединяет человека с Небом.

    Человек существо разумное и в его сознании вырабатываются нравственные принципы: он отличает добро от зла.

    Гуманность заложена в самой природе человека.

    Цель человека в достижении гармонии с Миром.

    Гармония изначально присуща человеческой природе. Эта гармония нарушается эгоистическими желаниями.

    Постоянно восстанавливать гармонию - задача духовного самоусовершенствования. Необходимо серьезно относиться к своему внутреннему миру.

    По отношению к окружающим быть справедливым.

    Зло появляется вследствие загрязнения, искажения, непроявленности моральных принципов.

    Император Ужу Юань-чжан (1338-1398)

    Нарушение внутренней гармонии происходит вследствие потакания своим желаниям; когда не разум повелевает желаниями, а желание поддается искушению вещами. Необходимо быть бдительными и искоренять свои эгоистические устремления, подчинить желания разуму, стремится к самоусовершенствованию.

    Достигнув совершенства во внутреннем мире, человек обязан обратиться к миру внешнему не как созерцатель, а как деятель.

    Способность к самоусовершенствованию даны людям Небом для того, чтобы одни люди обрели знания и были управляющими, а другие могли плодотворно трудиться физически и быть управляемыми.

    Личность императора - совершенная мудрость, безграничная милость и благая сила. В монархе сосредоточены высшие моральные принципы, дарованные Небом.

    Система государственного устройства Поднебесной есть непосредственное продолжение упорядочного космоса.

    Нравственное совершенствование задача китайских чиновников. Нужно понимать абсурдность утверждения, что неграмотные люди: крестьяне, ремесленники, торговцы - могут выступать учителями - наставниками.

    Основной задачей конфуцианцев является “исследование явления и расширение знаний”, с тем, чтобы в совершенстве постичь изменчивость явлений и привести Поднебесную в такое состояние, когда сердца всех будут правильны, а мысли искренни.

    Истины конфуцианские неоспоримы и поэтому нужно только их глубокое изучение, не стремясь к постижению ложных учений. Путь достижения основы заключается в том, чтобы освободить от наслоений первоначальную природу человека.

    Основателем династии Мин Ужу Юань-чжан (1338-1398) конфуцианство было канонизировано, морально – этические нормы конфуцианства получили распространение среди широких слоев населения. Конфуцианство стало религией.

    Император считал необходимым воспитание людей в духе конфуцианской морали. Основная обязанность человека - исполнение долга перед семьей и обществом. Главная нравственная обязанность защита жизни.

    Император сказал, что законы и распоряжения являются способами управления Поднебесной. Но сначала надо народ воспитать, а потом уж применять законы для приведения страны в порядок. В годы правления Ужу Юань-чжана стали последовательно осуществляться конфуцианские принципы воспитания верхов и низов. Для подготовки армии чиновников - конфуцианцев была создана система образования, начиная от общинных (деревенских) начальных школ и уездных училищ до столичной Академии сынов отечества.

    После смерти императора в империи Мин началось разложение общества, так как к власти стали приходить евнухи и чиновники, получившие должности за взятку. Капитализация экономики привела к росту влияния купцов и промышленников, которые в погоне за богатством привели к моральному разложению общества.

    Но новая династия Цин в конце 16 века навела жесткий порядок в соответствие с их восприятием неоконфуцианства.

    Моральный кодекс неоконфуцианцев.

    1. Выполняй с искренностью сыновние и братские обязанности, чтобы упрочить отношения внутри общества.
    2. Веди себя великодушно в отношении своих родственников, чтобы утвердить гармонию и привязанность.
    3. Развивай мир и согласие среди своей округи, чтобы предотвращать ссоры и тяжбы.
    4. Признавай важность сельского хозяйства и разведения тутовых деревьев, чтобы обеспечить достаток пищи и одежды.
    5. Цени бережливость.
    6. Отвергай ложные учения, чтобы утвердить подлинные знания.
    7. Разъясняй законы с тем, чтобы просвещать несведущих и упрямых.
    8. Являй почтительность и вежливость, чтобы просвещать несведущих и упрямых.
    9. Неустанно трудись на своем посту с тем, чтобы добиться осуществление народных устремлений.
    10. Воспитывай своих сыновей и младших братьев, чтобы уберечь их от плохих дел.
    11. Пресекай лживые обвинения о том, чтобы защитить невинных и хороших.
    12. Воздерживайся от укрывания беглецов, чтобы не оказаться соучастником их преступлений.
    13. Участвуй в системе круговой поруки, чтобы вылавливать воров и разбойников.
    14. Смиряй чувство злобы с тем, чтобы по достоинству оценить жизнь.

    15. Полностью уплачивай налоги, чтобы обходиться без официального упоминания.

    Конфуций вершит суд в княжестве Лу.

    Философы неоконфуциане:

    “Мир реален и познаваем”.

    Чжоу Дунь-и (1017-1073)

    “Цель человека в достижении гармонии с миром”.

    Чжан Цзай (1020-1077)

    Материальное начало человека приводит к многообразным отступлениям от первоначальной доброты – порочным наклонностям и безнравственным поступкам”.

    Чэн И (1035-1108)

    Человек обнаруживает в своем сознании животворное начало добра, которое объединяет человека с Небом и Землей, со всем, что существует во Вселенной. Оно – источник всех добродетелей.

    Чэн Хао (1032 -1085)

    Внимание буддистов к внутреннему миру свидетельствует об их эгоизме и безразличии к жизни общества, и, тем самым, они наносят вред государству. Их теория одностороння. Они принимают лишь индивидуальное сознание человека и отвергают то, что мы называем Пути. Для них не существует гуманности, долга, норм поведения, мудрости, ни состояния ненависти, ни скромности, нет критерий истинного и ложного.

    ….

    Человек – часть мироздания и, подобно всем другим созданиям Неба, наделен изначальной природой, которая есть не что иное, как воплощение моральных принципов.

    Природа человека есть то, посредством чего Небо даруется людям жизнь.

    Чувства человека есть то, с помощью чего человек реагирует на внешний мир, воспринимаемый сознанием.

    Сознание это то, посредством чего человек господствует над своим телом и управляет своими чувствами.

    Когда человек гуманен и преисполнен чувством долга – это разумное управление своими чувствами.

    Чжу Си (1130-1200)

    В соответствии с книгой В.Г. Иванова “История этики средних веков” Санкт-Петербург 2002 г.



  • главная