Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Когда у власти в государстве евнухи.

Разговор двух кастрированных (современный анекдот).

Первый: Не переживай, что кастрировали.

Сколько хороших людей были евнухами: художников, композиторов, поэтов, писателей…

Второй: А политиками были евнухами?

Первый: Политики почти все кастрированы.

Второй: А известный политик В.Н. Ленин был евнухом.

Первый: Нет. Его, точно, не кастрировали.

Второй: А современные политики.

Первый: А кто их знает! Но, это вполне возможно.

По ТВ, ведь, постоянного говорят, что люди они… “очень хорошие”.

1. Чем занимались евнухи во дворцах китайских императоров.

Институт евнухов существовал в Китае еще во времена династии Хань (начало нашей эры).

Изначально евнухи обслуживали императорский гарем, который во времена империи Мин состоял из трех жен и большого количества наложниц. Состав наложниц периодически омолаживался. Принимали в наложницы дочерей высокопоставленных чиновников в возрасте 12-16 лет после дворцовых смотрин, устраиваемых императором. Некоторые наложницы исполняли обязанности служанок во дворце. Наложницы, к которым не прикасался император, были обязаны хранить свою девственность, за этим надзирали евнухи, как и за тем, чтобы остальные наложницы хранили верность императору. Примерно в 20 лет, если за это время наложница не родила ребенка, её возвращали родителям.

Постепенно обязанности у евнухов становились все шире и шире и стали выходить за рамки обслуживания гарема.

Евнухи делились на две категории. Принадлежащие первой категории обслуживали императора, императрицу, мать императора и императорских наложниц; ко второй категории принадлежали все остальные. Младшие евнухи были слугами во дворце и обслуживали также и старших евнухов. Жить младшим евнухам приходилось на положении изгоев. Они всегда недоедали, терпели побои, и в старости им не на кого было опереться. Если евнуха выгоняли, то, как правило, его ждала голодная смерть.

Старшие евнухи имели очень широкий круг обязанностей по обслуживанию императорской семьи. Они постоянно сопровождали императора и членов его семьи и прислуживали императору от момента пробуждения до отхода ко сну.

В обязанности старших евнухов входило и распространение высочайших указов, сопровождение чиновников на аудиенцию к императору, принятием прошений, ознакомление отделов Департамента двора с документами и бумагами, решение некоторых финансовых вопросов при приобретении продуктов питания и предметов для двора. Евнухи также были хранителями императорской библиотеки и обслуживали императорское имущество, включая царские драгоценности. Своим положением особо приближенных к императору евнухи часто пользовались в корыстных целях. При слабых императорах евнухи играли значимую роль в управлении государством. Они оберегали покой императоров до такой степени, что оставляли императорам единственную деятельность - наслаждение жизнью со своими женами и наложницами.

2. Китайский император игрушка в руках евнухов.

Евнухов во времена династии Мин было несколько десятков тысяч.

Пир богатых в 16 веке.

Они стали объединяться в организации евнухов с круговой порукой. Это позволило им контролировать всю дворцовую жизнь и постепенно захватить все рычаги власти.

Большинство императоров правивших во времена династии Мин были, по сути, марионетками. Евнухи по своему усмотрению толковали законы и указы, издаваемые от имени императора, проводили их через государственный совет. Государственный совет был низвергнут до состояния пассивного исполнителя. Ни одно императорское указание не проходило через совет без согласия евнухов. Евнух Вэй Чжун-сянь был фактическим правителем Китая длительное время.

Евнухи, не имея семьи и желания к сексуальным развлечением, направляли свою энергию на обогащение. В 1510 году, когда чиновникам удалось свергнуть всесильного евнуха Лю Цзина, современники были поражены тем богатством, которое было изъято при конфискации: они потеряли счет всем конфискованным ценностям.

Евнухи и заморские гости (европейцы) подстегивали китайцев в стремлении к обогащению. В ненасытную гонку - стать как можно богаче, устремились чиновники, купцы, предприниматели, сдирая семь шкур с ремесленников и крестьян. У простого народа была единственная цель - выжить в это сложное время.

Особенно страдали крестьяне, которых обирали чиновники, ростовщики и купцы. Погрязшие в долгах и доведенные до отчаяния крестьяне были готовы примкнуть к любому восстанию, чтобы покончить с ненавистным режимом. Восстание следовало за восстанием. Летом 1643 года крестьянская армия во главе с Ли Цзы-чэном вступила в столицу Минской империи – Пекин. Император Чжу Ю-цзянь, перед вступлением в город армии, повесился.

Крестьянен-пахарь в 16 веке.

Вступив в город, Ли Цзы-чэн немедленно объявил для успокоения народа: “Куда приходит великое войско, там оно не причинит ни малейшего вреда, а кто посмеет грабить народ, будет казнен четвертованием”. Два солдата, разграбившие лавку с шелком, были казнены на месте.

Но правление крестьянского вождя продолжалось всего 43 дня.

Затем он с войсками был вынужден оставить Пекин из-за угрозы уничтожения войсками китайского полководца Сань-гуя, который пригласил маньчжуров для подавления крестьянского восстания.

Вмешательство в ход событий маньчжуров изменило ход истории, так, как заняв Пекин, они объявили о том, что малолетний маньчжурский князь Ши-цзу будет новым императором Китая – первым императором династии Цин.

3. Евнухи во времена маньчжурской династии Цин.

 

При маньчжурах евнухов первое время не очень жаловали, пока императоры - маньчжуры хранили в какой-то степени свои национальные традиции и соблюдали требование конфуцианства вести скромный образ жизни. В 19 веке императоры маньчжурской династии стали вести такую же жизнь, как и императоры династии Мин, перед их уничтожением. Опять тысячи евнухов заполнили царские дворцы…В 1912 году оторванная от жизни и “утратившая мандат Неба” династия Цин была низложена восставшим народом.

Из дневника последнего императора династии Цин – Пу И.

“Описывая мое детство нельзя не упомянуть евнухов. Они присутствовали, когда я спал, просыпался, одевался. Они сопровождали меня в играх и занятиях, рассказывали мне истории, получали от меня награды и наказания. Если другим запрещалось находиться постоянно при мне, то евнухам это вменялось в обязанность. Они были моими главными компаньонами в детстве, моими рабами и моими первыми учителями. В дворце императора Китая было до трех тысяч евнухов.

Когда я шел, чтобы пообедать, несколько десятков аккуратно одетых евнухов вереницей несли семь столов разного размера, десятки красных лакированных коробок с нарисованными на них драконами. Пришедшие евнухи передавали яства молодым евнухам в белых нарукавниках, которые расславляли пищу в Восточном зале. Обычно накрывали два стола с главными блюдами; третий стол с китайским самоваром ставили зимой. Кроме того, стояли три стола со сдобой, рисом и кашей…

Посуда была с надписями: “Десять тысяч лет долголетия”.

Сначала все блюда пробовал евнух…

Младший евнух, перед тем как мне сесть за стол объявлял, “Снять крышки!”

Наступала моя очередь пробовать блюда”.

О своей одежде император пишет:

“Я всегда надевал что-нибудь новое. Согласно записям, в один месяц мне сшили одиннадцать халатов на меху, шесть парадных халатов, две меховые жилетки и тридцать теплых курток и брюк…

О своем приближенном евнухе император пишет: “С наступлением зимы он каждый день менял шубы. Он никогда не одевал дважды одну и ту - же соболью куртку. Одной только шубы из морской выдры, которую он надел на Новый год, было достаточно для того, чтобы мелкому чиновнику прокормиться всю жизнь”.

 

 

В статье использованы материалы из книги “Начало колониальных империй.” (“Всемирная история” т.12 под редакцией И.А. Алябьева и др. Москва “Аст” 2001)

В статье использовались материалы из книги В. Я Сидихметова “Китай: страницы прошлого”. Смоленск “Русич” 2000



  • главная