Образование у шумер Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

Образование у шумер ( 3 т. до н.э.)



  • (Отрывок из рассказа «Жизнь писателя Аннабидуга автора "Сказание о Гильгамеше" )
  • 1.

    Глиняные книги. Месопотамия. Второе тыс. до н.э.Санкт-Петербург, Эрмитаж.

    Дед мой, и отец мой состояли младшими писцами при храме великого Ана, пусть никогда не были богаты, но жили достойно.

    В раннем детстве отец любил развлекать меня рассказами из своей школьной жизни. А потом и наступил срок и мне идти в школу. Помню, мама разбудила меня рано утром и накормила лепешкой; другую лепешку, ещё теплую, сунула мне с собой; отец вывел меня из дома, а мама провожала со слезами на глазах.

    С тех пор много лет ежедневно я вставал рано утром, наскоро съедал лепешку, вторую брал с собой и уходил в школу.

    Со временем я привык к ней и стал даже лучшим учеником.

    В школе было несколько комнат. В комнатах на скамейках из кирпича сидели ученики. И каждым классом ведал Старший брат – помощник Отца школы.

    Учебная табличка по геометрии. Шумер. 3 тыс до н.э. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

    Отцу школы я был представлен в первый день прихода в школу. То, что я растерялся и не склонился перед ним почтительно, Отец школы воспринял как непочтение, но отец объяснил; что почтительности к старшим он учил меня с детства, что я просто излишне стыдлив и застенчив и растерялся. Отец школы засмеялся, сказал, что застенчивость и нахальство часто уживаются вместе.

    Старший брат готовил к нашему приходу нужные таблички с правильно написанными знаками, и мы, под его руководством, разбирали эти таблички, учили слова и знаки наизусть, переписывали их в классе.

    2.

    Я до сих пор не могу без внутреннего содрогания смотреть, как бьют человека, и тем более - малыша. (В школе тех, кто нарушал порядок, наказывали розгами), Старший брат за невыполненное задание, опоздания на урок (и другие провинности представлял для наказания Владеющему розгой) – кривоногому широкоплечему невысокому человеку с руками, поросшими волосами. В конце дня Владеющий розгами обычно выкрикивал несколько мальчиков; они выстаивались перед всеми, а потом послушно, по очереди, вытягивались на полу, и Владеющий розгами хлестал каждого, сколь положено. Многие во время наказания кричали и плакали, но я молчал.

    После первого наказания двумя ударами розг на моей спине, как сказал сосед, были две страшные полосы, но я не чувствовал боли. Вечером, когда я шел из школы, я старался поворачиваться к прохожим боком, чтобы они не увидели мою спину и не смеялись. Мама долго ахала надо мной и сунула горсть фиников, отложенных к празднику. Отец грустно улыбнулся.

    Отец занимался тем, что при храме вел учет поступающему в храм зерну и других припасов. Отец приносил множество табличек домой в плетеных корзинах и иногда переписывал их дома, из множества отдельных табличек делал одну общую, или наоборот расписывал, кому, сколько выдать зерна, рыбы, фиников, кунжутного масла.

    Шумерская глиняная табличка.3 тыс. до н.э. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

    “У хорошего писца, все таблички – одинакового размера, с ровными краями: чуть меньше ладони взрослого человека и необходимой толщины”, - (говорил мне отец, когда я помогал ему в его работе по изготовлению новых табличек). Я очень старался делать так же, как отец, и скоро этому научился. В школе меня похвалили, увидев, как умело леплю я таблички.

    Умение делать таблички – лишь первый шаг в искусстве писца. Ещё надо уметь затачивать калям – тростниковую палочку. Для этого у каждого писца есть острый камень. Калям должен выдавливать знаки один за другим на влажной глине с нужным нажимом, а рука при этом как будто летит над табличкой – легко и свободно. Напряженная рука быстро устанет, а усталой рукой никогда не напишешь красиво. Писание табличек стало моей любимой игрой. Днем, когда отец в храме, я брал его глину, лепил одну за одной таблички и исписывал их знаками. А потом, пока отец не вернулся, снова мял их и возвращал в сосуд для писца.

    3.

    Скоро Старший брат, а потом и Отец школы стали отмечать мои таблички и даже показывать их в других классах.

    Потом Отец школы спросил, не хочу ли я заниматься с ним дополнительно, и я согласился. Заниматься с Отцом школы – особая честь.

    (Мой отец решил отблагодарить отца школы за оказанное мне внимание и предложил в виде платы за обучение приносить зерно из наших скромных запасов.)

    Ответ Отца школы поразил моего отца, и он ещё несколько лет вспоминал его слово в слово.

    “Я – старый человек, у меня нет семьи, и мне не нужно больше еды, чем я съедаю, А платой мне будут успехи в учении твоего сына, потому что я разглядел в нем ученика, которого ждал всю жизнь”.

    Учиться я любил – так же, как и сейчас ежедневно стараюсь приумножить свои знания. В классе изучали названия трав. Я запомнил их свойства, а потом Отец школы привёл меня к себе и показал высушенные травы, которые росли в горах, а я и гор никогда не видел. “Обычный писец этого может и не знать, ты же – помни их все”, - говорил мой учитель.

    Каждый день я выходил из школы с грузом табличек и дома переписывал их до тошноты. Я брал таблички, созданные лучшими писцами прошлого, и учился у них красоте знаков. Со временем мне удалось их превзойти. В табличках рассказывалось о жизни других городов и других царей, о тайнах нахождения руд, о морских животных, о каменных предметах, которыми пользовались наши предки.

    4.

    Однажды школу посетил сам Эйнацир – (двоюродный брат нашего царя). Отец школы, низко склонился перед ним, с гордость показал мои таблички. “Пусть так пишет и дальше” - сказал Эйнацир снисходительно, – “но отчего в его табличках столь мало слов, прославляющих богиню Иштар?” Отец школы засуетился, сказал, что таблички посвящены правилам вождения кораблей, что он первым делом учит детей почитанию богов, но Эйнацир его уже не слушал.

    Глинянная табличка - письмо с конвертом. Шумер. 3 тыс до н.э. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

    Потом я специально сочинил несколько гимнов в честь Великой богини; они были посланы Эйнациру, но не знаю, стал ли он их читать.

    Теперь я вспоминаю те времена с приятной грустью. Сколько раз мы сидели с Отцом школы голова к голове над какой-нибудь редкой табличкой, разбирая её смысл!

    5.

    На площадях, неподалеку от школы, мы несколько раз затевали игру с боевыми сетями, – учились набрасывать их друг на друга и ловко от них отворачиваться. Умение владеть сетью – искусство особое, оно даётся не каждому. Но такое свойство дали мне боги, – если я занимаюсь каким-нибудь делом, то стараюсь достичь его совершенства. Так было и с сетью, и скоро не стало ученика, который мог бы увернуться от моих бросков. Иногда около нас останавливались знаменитые воины и показывали приёмы….

    Шумерская письменность.

     

    Как изменилась шумерская письменность с 4 тыс. по 1 тыс. до н.э.

    …..

    Литературный шедевр созданный Аннабидугом: “СКАЗАНИЯ О ГИЛЬГАМЕШЕ” относится началу третьего тысячелетия до нашей эры. Это одно из самых древних литературных произведений известных современному человечеству.

    Аннабидуг жил в городе Уруке - известном городе шумерского юга (Месопотамия). В своем произведении он описывает момент возвеличивания этого города-государства при правлении царя Гильгамеша. Он повествует нам о жизни избранника богов Гильгамеша. В свое произведение он так же включает легенды о богах и сведения о своей жизни.

  • главная