Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Тернистый путь к великому благоденствию. (Этнические ценности империи Тан.)

Часть 2. Тайпиндао - истоки этнических ценностей суперэтноса Тан.

1. Тайпиндао” - путь великого равенства.

В конце 1 века до н.э. Кань Чжункэ представил императору Чэн-ди (32-7 гг. до. н. э.) трактат “Тайпин Цзинь” Основная религиозноэтическая идея которого – “единство мира с его гармоническим идеалом” (о пути великого благоденствия).

Мудрец- долгожитель. Кит. рис.

«Тайпин цзин» -  «небесная книга», ниспосланная для спасения людей. Спасение должно прийти через восстановление справедливой власти, утверждающей в обществе мир и взаимопомощь. Чтобы быть уверенным в правильности проводимой им политики, правителю следует собирать предложения и жалобы подданных, которые те опускают в опечатанные ящики, имеющиеся по всему государству. Своим добрым примером он должен преображать людей так, чтобы они поддерживали друг друга и помогали нуждающимся. Тем, кто живет, воздерживаясь от соперничества и вреда, было обещано здоровье и долголетие.

Нравственное учение «Тайпин цзин» обобщено в следующем списке шести серьезных грехов:

1.Накапливать Дао (знания о устройстве Вселенной), и хранить его при себе, отказываясь преподать его другим для их спасения.  

2.Накапливать (внутреннюю жизненную силу) Дэ и отказываться преподать ее другим, чтобы они могли питать свою жизненную энергию.

3.Копить богатства и отказываться помогать бедным, оставляя их умирать от голода и холода.

4.Знать, что Небо обладает Дао, и отказываться изучать его для собственного спасения и обретения долгой жизни.  

5.Знать, хорошо упражняться в Дэ, но не направлять усилия на доброе.

6.Человек, которому Небо дало мышцы и физическую силу, дабы он кормил и одевал себя сам.  Тот, кто имеет богатства и  живет  в праздности, совершает смертный грех. Небо и Земля производят богатства, необходимые человеку,   которому  следует   черпать   из   них   в   соответствии   с   силами   и потребностями. Если же он не прилагает усилий,  он неизбежно дойдет до воровства.  

Даосткий святой. Китайская статуэтка эпохи Тан.

Этот трактат стал идейной основой даосских сект, возникших в Китае в начале новой эры.

Суть трактата заключается в том, что императорский дом Хань завершает историко- космологический цикл. Небесный мандат на управление Поднебесной подлежит возобновить.

В трактате прошлое делится на три стадии.

Высшая древность была временем, когда правители в Поднебесной соблюдали великое равенство, и не одно живое существо не страдало.

Во втором и третьем периоде все больше нарушали неравенство, вмешиваясь в ход вещей, правители опирались на опасные учения.

Выход из создавшегося положения – возвращение в Дао. В качестве спасителя Небо посылает на землю совершенного человека, который обнаружит Дао великого равенства. Спаситель уничтожит неравенство и спасет людей от Зла.

Таким спасителем был признан маг-проповедник Чжан Даолин. Он объявил себя “великим, мудрым и честным учителем”. Во второй половине 2 века он создал секту "Тайпиндао" (путь великого равенства), секта извесна так же под названием "Пять мер (доу) риса". "Пять мер риса" - налог который взимали даосткие священники-чиновники с населения для "накопления сокровищ на небесах".

Болезнь и страдание, учил он, - следствие совершенных ранее поступков. Исправление человека лежит не в сфере закона, наказывающего за преступление, а в сфере морального возрождения путем раскаяния в совершенном грехе. Проповедник предсказывал гибель, погрязшей в пророках династии Хань, и провозгласил наступление эры “Желтого неба”, эры всеобщего благоденствия и счастья, в соответствии с учением “Тайпин Цзинь”. За короткий срок в конце 2 века число сторонников Чжан Даолина достигло несколько сот тысяч человек.

Руководство сектой, после смерти Чжан Даолин, (смерть Чжан Даолина скрывалась даосцами, даосцы утвержали что он прожил 122 года) взяли на себя его сын Чжан Хэй и внуки: Чжан Цзяо, Чжан Бао, Чжан Лян, Чжан Лу.

Считалось, что секту возглавляют три наставника, отец, сын и внук из рода Чжан: Чжан Даолин (называавшийся "тянь ши"), его сын Чжан Хэй (называвшийся "сы ши") и внук Чжан Лу (называвшийся "си ши"). Но руководил восстанием желтых повязок другой внук партиарха - Чжан Цзяо и помогали ему два других внука Чжан Бао и Чжан Лян.

Чжан Цзяо, как старший, именовался Генералом Небес; Чжан Бао и Чжан Лян, были, соответственно, Генералами Земли и Людей (таким образом, образовывалась китайская космогоническая триада Небо — Земля — Человек).

Секта стала организовывать массы людей на борьбу с императорским двором. По всей стране стали тайно организовываться вооруженные отряды. Во главе каждого отряда 6-7 тысяч человек стоял предводитель. Члены секты проникли и во дворец императора, где при содействии евнухов готовили переворот. Но предатель выдал планы заговорщиков. Император арестовал заговорщиков. Узнав об этом, Чжан Цзяо дал указание руководителям всех отрядов поднять восстание.

Восставшие на головы надели желтые повязки, и великий бой за справедливость потряс империю.

В огне восстания погиб Чжан Чзяо (Цзюэ) и большинство его сторонников, но оставшиеся в живых продолжали сопротивляться. Война длилась двадцать лет (184-204) . Правящая элита, испытывая страх перед восставшими, усмиряла крестьян самыми жесточайшими методами. Один только полководец Хуанфу Сунн умертвил 200 тысяч крестьян. В результате жесточайших мер, армия “желтых повязок” потерпела поражение. Остатки войск ушли в горы Тайханшань, где постепенно были разбиты.

Обескровленная империя Хань еще во время восстания стала разваливаться. Три военноначальника воевавшие с бунтовщиками, после подавления восстания поделили между собой территорию и объявили себя правителями. Концом династии Хань принято считать 220 год, когда был низложен император ханьского двора.

2. Попытки успокоить народ и возродить империю.

После подавления восстания желтых повязок Китай погряз в междоусобных войнах. Правители в отдельных государствах делали многочисленные попытки укрепить государство и, при этом, вынуждены были считаться с продолжавшей будоражить умы людей идеей о “великом благоденствии.

Правители стали руководствоваться в свой практике стремлением, чтобы простой народ жил в спокойствии и сытости.

Впервые эта идея была озвучена Чжугэ Лян - правителем государства Шу,

что дало толчок к развитию царства. Все попытки правителей установить мир и спокойствие в Китае разбивались о нежелание знати уступать свои привилегии, что приводило к новым и новым выступлениям крестьян.

Полководец Сым Ян в 265 г. свергнул своего царя и провозгласил себя императором, организовав свою династию Цзинь, что положило начало Цзинской империи (265-316 гг.). Цзинский император издал закон о государственных наделах. Согласно этому закону крестьяне получили наделы двух видов: один - для обработки в пользу государства, другой – для собственного пользования, кроме этого определены были трудовые повинности. Но во главу угла при всех своих деяниях правители ставили укрепление императорского двора, а не заботу о крестьянах. Крестьяне должны были не только бесплатно работать на государственном наделе, но и с переданного им в аренду участка земли были обязаны платить налоги, кроме этого участвовать в строительных работах, заниматься осушением болот и выполнять другие повинности.

Изначальные реформы по раздаче земли крестьянам были не доведены до конца. Многие пустующие участки так и не были переданы крестьянам, а силой захвачены сильными домами. Цзиньское правительство не стало изымать эти земли у богатых, а отдало эти земли им во владения. В 280 году реформы были прекращены. Далее наделами земли с посаженными на неё крестьянами правительство стало награждать чиновников за службу.

Империю опять стали будоражить крестьянские восстания.

  1. Будда - это воплощение Дао.

Ослаблением империи, распавшейся на отдельные государства, воспользовались кочевники – гунны, которые в начале четвертого века завоевали Китай. Затем было нашествие тибето-тайгутов, затем жужаней. Начался длительный период ассимиляции китайцев с пришлыми народами. Все больше стало проникновение на территорию Китая буддистов, которые гармонично уживались с даосами. В этих религиях было много общего, и можно было сказать, что буддизм стал своего рода даосизмом для богатых людей.

Активный проповедник буддизма Сунь-чо (300-380) стремился показать, что Будда – это воплощение Дао, олицетворение принципа недеяния. Буддисты писали, что великий путь совершенствования мудрецов един для всего мира. По мнению буддистов, главным содержанием буддизма является обоснование высоких моральных стандартов – стремление к доброте, терпению, добродетельным поступкам. В процессе проникновения буддизма складывалось специфичное для Китая соединение веры в Дао с учением о Будде.

В этот период завершалось формирование этнических ценностей суперэтноса Тан. Главными базами этих ценностей были священные книги даосов, учение конфуцианства об управлении государством и буддийские догмы.

Объединению философских учений способствовал философ Фань Чжэнь (450-515 гг.) в своем трактате “Шань ме лунь” (Об уничтожении души) Согласно его учению в диалоге между душой и телом выявляется их взаимосвязь, в которой тело характеризуется как материальная основа души, а душа выступает функцией тела. Исходя из этого, Фань Чжэнь утверждал, что со смертью тела уничтожается и душа. В этом случаи ложно надеяться на загробные воздаяния и нужно больше обращать внимания на земные дела. Этим он связывал воедино идеи даосизма и конфуцианства Осознание того, что душа умирает вместе с телом, приведет к тому, что человек будет находить радость в повседневной жизни.

Китайские Будда счастья. Статуэтки из коллекции Лимарева В.Н.

  • главная