Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Тернистый путь к великому благоденствию. (Этнические ценности империи Тан.)

Часть3. Когда люди стали следовать Дао.

1. Суйская империя.

Дракон. Кит. рис. Эрмитаж. Ширма 17 века. фото Лимарева В.Н.

В 581 году престол Северо-Вэйского государства перешел в руки одного из полководцев - Ян Цзяня, которому удалось восстановить китайскую империю, они стала именоваться суйской, так назвал династию Ян Цзянь.

Как свидетельствует хроника, правление великого мужа Ян Цзяня (581-605 гг.) отличалось снисходительностью, законы были четкими и ясными. Он все делал сам, был бережливым, экономичным… Поднебесная с охотой подчинилась ему и уважала его.

Ян Цзянь издал кодекс законов, назначил чиновников в округах и уездах. Организовал сбор налогов и раздал землю крестьянам по 100 му (около 5 га ) каждому. Но он не отменил рабство, и в стране продолжали править знатные кланы, владевшие поместьями с тысячами рабов. Знать была опорой императора.

Люди поверили, и империя стала процветать. Но процветание было недолгим. После смерти отца следующим правителем династии Суй стал его сын Ян Гуан. Ему досталась процветающая империя. И новый император занялся грандиозным строительством. Была восстановлена Великая китайская стена и прорыты соединяющие реки каналы. Сеть каналов покрыла всю страну. Три миллиона людей рыли каналы, два миллиона рабочих строили новую столицу – Лоян, которая стала огромным городом. В столичные парки окружностью в сто километров были собраны редчайшие звери, птицы и деревья со всей поднебесной. В парках были изумительные беседки и водопады. По каналам плавали царские джонки . Императорский двор утопал в роскоши, на развлечения императорского двора тратились значительные средства государства. Ян Гуан совершал набеги на территории соседних народностей, неоднократно устраивал смотры войск на границе с целью продемонстрировать свою мощь.

Бесконечные мобилизации на великие стройки, дальние походы довели народ до изнеможения, в деревнях некому было пахать и сеять – начался голод. В ответ на первые волнения император приказал отобрать у крестьян железные вилы, серпы, ножи, но восстание вспыхнуло с новой силой. Крестьянская война продолжалась 12 лет. Каратели со страшной жестокостью расправлялись с повстанцами. При подавлении одного из восстаний было заживо похоронено 300 тысяч человек. Но жестокость не помогла, повстанцы продолжали контролировать многие округа – государство стало разваливаться .

2. Танская империя.

В 618 году Ян Гуан был убит своими гвардейцами, и они провозгласили императором военноначальника Ли Юань. В огне гражданской войны погибло более половины населения.

Ли Юань, когда пришел к власти, возвестил народу, что династия Суй, забывала о своем долге, и утратила мандат неба. Впервые за историю Китая привилегии богатых были уничтожены.

Сын императора Тайцзун, в соответствии с учением даосов, все свои силы и энергию направил на служение людям. Он вошел в историю как идеальный государь. Тайцзун восстановил старинную экзаменационную систему, существовавшую ещё во времена Хань: отныне чиновником или министром мог стать лишь кандидат, сдавший на ученую степень.

Впервые в Китае служение народу и забота о его благе стало основным достоинством чиновников. Мудрецы стали управлять государством, они не ставили своей целью учить народ мудрости, а стали применять свою мудрость. Вместо стремления к обогащению во времена империи Тан достоинством человека стало считаться его умение слагать стихи, создавать научные трактаты о совершенстве государственного управления. Модными у чиновников стали не утопающие в роскоши поместья, а уютные со вкусом оформленные дворики. Люди свою энергию стали тратить не на накопление богатств, а на создание уютных жилищ, оформленных в соответствии со вкусом того времени. Чиновники окружали свои дома маленькими садами с прудами, беседками, цветниками, фарфоровыми вазами. Среди садиков были игрушечные дворцы из толстой бумаги и дерева с расписанными ширмами. Это были места для отдыха. В свободные дни чиновники выезжали в горы, взбирались на вершины, любовались водопадами, пили вино и читали друг другу стихи.

Высшей ценностью во время рассвета танского суперэтноса было гармоничные взаимоотношения между правителями и народом. Высшими и главными ценностями были: духовная жизнь в гармонии с природой, благодетель и служение людям - следование Великому пути Дао. Единение человека с природой, осознание, что человек - это часть природы, отказ от роскоши во имя духовного совершенства, а все это вылилось в любовь к поэзии, музыке, любование красотой существующего мира.

У Великой китайской стены.

  • главная