Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Тернистый путь к великому благоденствию. (Этнические ценности империи Тан.)

Часть 4. Обесценивание этнических ценностей в империи Тан.

1.Свод законы танской империи.

Усадьба помещика.

Люди выстрадали свое счастье. Новая элита общества все свои усилия и энергию направляла на строительство процветающего государства. В начале 8 века в период Кайюань (713-740) империя достигла процветания. В 20 годы восьмого века под руководством первого министра Ли Линь-фу при императоре Сюаньцзун был издан свод Законов Танской империи. В этом своде законов социалистического государства на высшей ступени стояли “служилые чины” (совокупность гражданских и военных чинов). На второй ступени стоял “добрый народ” - крестьяне.

Рабы, которые после реформ первого императора династии Тан Ли Юаня, остались только в государственных учреждениях, а так же в услужении чиновников, - именовались “подлым народом”.

Как видно из законов, в танской империи не было места для знати - богатым землевладельцам, вельможам, купцам.

Основой государственной экономики были государственные предприятия, так называемые казенные предприятия. Управление казенными предприятиями осуществлялось специальными организациями, ведавшими мастерскими. На казенных предприятиях производилась чеканка монет, изготовление оружия и сельскохозяйственного инвентаря, выплавка металла, а также казенные предприятия занимались виноделием, сахароварением, судостроительством…

Рабочих на казенные предприятия чиновники собирали со всего Китая. Эти рабочие, отбывая трудовую повинность, поочередно сменяя друг друга, поэтому их называли “очередники”.

Ремесленники в различных городах создавали объединения ремесленников по одной специальности. Эти ремесленники выпускали изделия на продажу. После распада империи Хань (3 век), в Китае большая часть торговых операций производилась натуральным обменом. В танской империи деньги стали вновь использоваться при торговых операциях, и стали выпускаться правительством в необходимом количестве. В государстве, в благоприятный период, расцвела торговля, не только внутри Китая, но и со странами Индокитая, Средней Азии. С развитием торговли появились богатые купцы и сильные дома. В связи с организацией ремесленных организаций появились владельцы ремесленных мастерских, которые выпускали продукцию на продажу.

В государстве стали появляться богатые промышленники. Историки свидетельствуют о том, что у одного из богачей в городе Хэ по имени Мин–Юань было 500 шелкоткацких станков.

2. Почему произошел крах империи.

После длительного периода благоденствия в золотом веке, в Китае начался процесс обесценивая этнических ценностей.

Налаженная Великим Императором Тайцзун государственная машина могла существовать и хорошо работать только при деятельном императоре, имеющем доверие народа.

С появлением сильных домов, которые стали оказывать все большее влияние на жизнь Китая, увеличивалась пропасть между богатыми и бедными. Частная инициатива и предприимчивость позволяла накопить большие материальные ценности. Чиновники, которым принадлежала власть в государстве, не могли устоять перед соблазном иметь дорогие вещи. Постепенно система, когда к власти мог прийти чиновник, сдавший серьезные государственные экзамены стала давать сбои из-за стремления чиновников пристроить во властные структуры своих детей. Мало было сдать экзамены и зарекомендовать себя в качестве ученого, и политически благонадежного человека, но при получении должности необходимо было заручиться поддержкой поручителя - влиятельного чиновника. Влиятельные покровители все больше продвигали по служебной лестнице своих родственников.

Чиновники больше стали уделять времени и сил строительству своих малых дворцов, веселому, беззаботному времяпровождению. Если раньше главенствующим был долг перед народом и императором, что соответствует учению о Дао, то позже все больше стали уделять внимания своему единению с природой, любованию природой, сочинению и чтению стихов, приобретению и созданию произведений искусства, созданию своих парков с уютными домиками, что тоже соответствует учению о Дао.

Прогрессу общества препятствовала жесткая регламентирующая жизнь власть, которая сковывала частную инициативу. В деревнях в связи с возросшим населением остро стала проблема нехватки земли. Чиновники, идя на поводу у богатых домов, разрешили куплю продажу земли, что привело к скупке земли у обнищавших людей. Люди, продав в голодное время свою землю, оказались без средств к существованию и вынуждены были идти на любые условия ради куска хлеба.

Последний император империи Тан вообще отошел от государственных дел, проводил время, развлекаясь со своей наложницей. (Читайте статью: “Легенда о золотом веке”.)

Привыкшая к сытой жизни элита, общества не способна была произвести модернизацию общественных институтов. В новых условиях политика, идеология государства должна была претерпеть изменения, но уже каждый был только за себя, и все вмести толкали империю к катастрофе.

В этот период начинала развиваться новые этнические ценности, которые стали ценностями новой цивилизации Сун.



  • главная