Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Маньчжурские правители в Китае по-своему восприняли ученье Конфуция.

Маньчжурские правители объявили себя истинными наследниками и последователями Конфуция.

Китаец.

Через несколько дней после провозглашения империи Цин было объявлено о том, что “потомкам Конфуция в шестьдесят пятом колене пожалован титул продолжателя рода великого мудреца”.

Все усилия властей были направлены на сохранение конфуцианской традиции культа предков, конфуцианской обрядности. Первые шаги нового руководства были направлены на сохранение порядка на императорском кладбище Минской империи. Государство выделило средства на создания штата людей, которые бы ухаживали за могилами. Разрушение императорских могил, а также могил известных чиновником и мудрецов каралось законом. Разрушенные в результате войны могилы стали восстанавливать. Строго запрещалось пасти на кладбищах скот и рубить деревья.

В соответствие с учением Конфуция предполагалось, что мудрые чиновники должны помогать государю в управлении государством. И своей критикой способствовать принятию полезных для страны законов. Но маньчжурам эти высказывания не понравились - они стали редактировать книги Конфуция. Их целью было не строгое соблюдение древних китайских гуманистических традиций, а узаконивание своей власти.

Они постарались сразу оградить себя от критики: после прихода к власти запретили местным чиновникам адресовывать письма и доклады центральным властям или устно высказываться по вопросам управления, военным и гражданским делам. Они взяли из конфуцианства только то, что способствовало созданию тоталитарной формы управления. Они идеализировали древние принципы: подчинение младших старшим, авторитарный характер власти, подчинение старине и традициям.

По законам Цинской империи самым тяжелым преступлением, за которое полагалась смертная казнь, без права на замену другим наказанием считалось отцеубийство.

Ссылаясь на Конфуция, власти стали проводить четкую грань между различными слоями населения. Условия жизни, поведение, одежда, убранство жилища, прием гостей, выезды – все было строго регламентировано для различных рангов чинов.

Российский дипломат Бичурин писал, что когда он на рубеже 18-19 веков прибывал с дипломатической миссией в Пекин, то его заставили в соответствии с его рангом трястись в повозке без рессор. Ни на коне, ни пешком въезжать в столицу он не имел права, на повозку с рессорами тоже.

Маньчжурские власти потребовали от китайцев в знак покорности выбрить часть головы и носить косу. Возникло недовольство нововведением, тогда власти приказали на месте рубить голову всякому, кто не выполнил распоряжение; срубленные головы прикреплялись к высокому шесту и выставлялись в центре города или деревни. “Сохранишь волосы – не сохранишь голову, сохранишь голову – не сохранишь волосы” было популярное в это время выражение.

Окончательно утвердившись, как власть в империи, маньчжуры в 17 веке направили свою энергию на уничтожение инакомыслия.

Большинство литературных произведений, созданных при минской династии, было запрещено.

Маньчжуры пытались вытравить у китайцев память о своей истории.

Первыми книгами, подлежащими уничтожению, стали книги по истории.

Чжуан Тин-Лун после прихода маньчжуров к власти попытался закончить труд историка Чжу-Го-чжэня, который был прерван его смертью в 1632 году. В своей работе Чжуан Тин-Лун осудил действия минских военноначальников, капитулировавших перед маньчжурской армией и не признавал законным императорский титул маньчжурского правителя. По доносу историк был схвачен, но во время расследования в тюрьме умер. Не смотря на внезапную смерть, его приговорили к смертной казни, вырыли из земли, и разрубили на куски, останки сожгли. Привлекли к ответственности членов его семьи, издателей, книготорговцев и покупателей. Большинство его родственников были казнены или закончили свою жизнь в тюрьме. Всего было казнено 70 человек.

По всей стране активно был начат процесс уничтожения запрещенных властью книг, подчас вместе с литераторами.

Максимальную жесткость по отношению к любому инакомыслию проявил император Цянь-лун во второй половине18 века. В 1767 году он издал указ, в котором говорилось о необходимости предавать огню работы минских авторов, которые стояли в оппозиции во время захвата власти маньчжурами. Китайские историки свидетельствуют, что в 1774-1782 годы сожжение книг происходило 24 раза, в кострах сгорели книги 13862 названий. В книгах, которые не уничтожались, часто производилась фальсификация текста, маньчжуры вставляли целые абзацы, в которых якобы авторы восхваляли маньчжуров. Даже в древних произведениях мудрецы якобы призывали к покорности чужеземным поработителям.

Что касается книг Конфуция, то его работы были откорректированы. Из книг были вычеркнуты те места, в которых говорилось, что правитель-тиран не имеет право рассчитывать на верность подданных.

В "кастрированном" виде книги Конфуция стали считаться вершиной человеческой мудрости, и только по перечню узаконенных книг разрешалось обучение в образовательных учреждениях.

Если раннее конфуцианство предполагало, что каждый имеет право размышлять, то теперь в маньчжурском государстве предполагалась неоспоримость и святость каждого древнего канона, каждого слова в священном тексте.



  • главная