Лимарев В.Н.
Китайские мудрецы 18-19 веках.
Классических принцип постижения мудрости изложен философом 18 века Тай Дунюань. Он писал: “Классические книги содержат истину, которая достигает нашего сознания при помощи языка. Язык состоит из слов. Поэтому учащиеся должны изучать слова, чтобы понять язык, и с помощью языка они могут понять истину. Когда мне было 17 лет, я решил заняться поиском истины. И я знал, что её нельзя найти нигде, кроме классических книг и учений Конфуция и Мэн-цзы
. Однако нельзя понять языка, если мы не изучим, прежде всего, значений слов и с их помощью язык классических книг. Теперь я уверен, что, изучая таким методом язык, мы сможем понять истину, освещающую восхождение и падение династий, прогресс и регресс общества”.Образованная интеллигенция считалась носителем конфуцианской морали.
Знание конфуцианской морали считалось высшим достоинством человека. Иметь эти знания считалось почетным, и человека считали грамотным, если он знал истины, изложенные в священных книгах. Когда вы знакомитесь с китайскими пословицами: “Знание - сокровище, которое всегда при владельце” или “чем растить сына неучем, лучше растить свинью" или "золото имеет цену, знания же бесценны", то знайте, речь идет о знании священных книг. Углублять свои знания, знакомясь с работами других философов или ученых, не считалось необходимым. Углубление своих знаний означало более подробное знание текстов священных книг.
Заучивание конфуцианских книг происходило в уездном и провинциальном училище, после окончания начальной школы. Стимул заучивания был – стать ученым-чиновником.
Овладение конфуцианской премудростью - это была единственная возможность для китайца сделать карьеру чиновника, простолюдину “выбиться в люди”. Другая возможность - сделать карьеру чиновника посредством подлога, взяток, другими формами мошенничества стала возможна при ослаблении маньчжурской династии в 19 веке.
главная