Города: Кносс, Маллия, Микены, Фест, Агиа-Триада (Археологический словарь.) Книги писателя Лимарева В.Н.

Уорвик Брей, Дэвид Трамп

Археологический словарь.

Города: Кносс, Маллия, Микены, Фест, Агиа-Триада.

  • Балканы и бассейн Эгейского моря (археологические памятники).
  • Идол. Микены. Исторический музей. Фото Лимарева В.Н.

     

    МИКЕНЦЫ (англ. Mycenaeans), в строгом смысле обитатели Микен, термин подразумевает также народ позднебронзового века, населявший Восточную и Южную Грецию и сопредельные районы, имевший ту же культуру и язык. Предки Микенцев, по-видимому, появляются в Греции около 2000 г. до н.э., с ними распространяется минийская керамика, а также индоевропейский язык. Микенская цивилизация возникает около 16 в. до н.э., обогатившись многими признаками материальной культуры минойцев. К 1450 г. до н.э. могущество Микенцев выросло настолько, что они взяли под контроль Кносс и восточносредиземноморскую торговлю, в т.ч. кипрской медью (см. Гелидония). Торговля распространилась также на центральное Средиземноморье и континентальную Европу, одним из предметов потребления был балтийский янтарь. Период гегемонии Микен продолжался около 150 лет, пока ряд событий на материке не положил ей конец. Причины упадка до сих пор не ясны. Микенцы жили в цитаделях, обнесенных мощными стенами, за ними находились дворцы типа мегарона, примеры которых находятся в Микенах, Тиринфе и Пилосе.

     

     

    1. КНОСС (Knossos, Cnossus).

    Основной дворец минойцев, находится близ Гераклейока, в центральной части северного побережья о. Крит.

     Раскопкам Кносса посвятил свою жизнь сэр Артур Эванс(1899–1935 гг.).

    Дворец занимал площадь около гектара, размеры центрального двора 87×174 фута (26,5×53,1 м). Вокруг него группировались основные помещения, в западной части — тронный зал (фото 41), приемные залы, ритуальные помещения и склады, в восточной — жилые помещения, состоявшие, по меньшей мере, из трех ярусов. В отличие от других критских дворцов Кносс пережил извержение Санторина (Фера) в 1450 г. до н.э., затем попал под власть новых правителей — микенцев. Истоки легенды о Тесее и Лабиринте (дом двойной секиры, т.е. Кносс) должны относиться к этому периоду. Внутреннее убранство позволяет говорить о высоком уровне комфорта и даже роскоши. Полы искусно выложены камнем, расположенная ниже система водостока далеко превосходила все известное в древнем мире оборудование такого рода. Нижняя часть стены состоит из гипса, выше расположены великолепные фрески (фото 42). В числе прочего изображались сцены тавромахии, происходившие во дворце или около него, придворные, наблюдавшие за ними (рис. 64) или участвующие в церемониальных процессиях, а также сам царь-жрец. В гробницах обнаружены высокохудожественные статуэтки богини со змеями, которые позволяют частично реконструировать религиозные представления минойцев. Находки глиняных табличек с линейным письмом А и Б позволили заключить, что в последней фазе заселения дворцом владели греки.

    Следует помнить, что дворец Миноса был не единственным, но лишь крупнейшим зданием в городе. Меньшие по размеру, но также хорошо оборудованные особняки исследованы в его окрестностях, выявлены и более скромные дома. Необходимо упомянуть виадук и караван-сарай, расположенные южнее, а также некрополь, состоящий из камерных гробниц, т.н. «храмовую гробницу».

     

    Тронный зал в Кносском дворце. Крито-Микенская цивилизация.

    Фото 41. Тронный зал в Кносском дворце.

    Деталь фрески в Кносском дворце. Крито-Микенская цивилизация.

    Рис. 64.  Деталь фрески.

     Фрагмент фрески («Парижанка») в Кносском дворце. Крито-Микенская цивилизация.

    Фото 42. Фрагмент фрески («Парижанка»).

     Фото 61. Ритон в виде головы быка из Кносса (стеатит, золото). Крито-Микенская цивилизация.

    Фото 61. Ритон в виде головы быка из Кносса (стеатит, золото).

    2. МАЛЛИЯ (Mallia).

     Минойский город и дворец на северном побережье Крита в 15 милях (24,1 км) к востоку от Кносса. В течение 30 лет исследовался французскими археологами. Установлено, что дворец имел внутренний двор. Он существовал в среднеминойском и позднеминойском I периодах (1900–1450 гг. до н.э.), после землетрясения 1750 г. до н.э. перестроен. Среди наиболее выдающихся индивидуальных находок — большой бронзовый меч и боевой топор, выполненный в форме леопарда. Город основан в раннеминойском I периоде, но большинство изученных построек относится к средне- и позднеминойскому времени и свидетельствует о развитом домостроении. Царский могильник к моменту раскопок был разграблен, однако здесь найдена золотая подвеска, изображающая двух пчел на ягоде или медовом соте.

    3. МИКЕНЫ (Mycenae).

    Город, давший название периоду бронзового века Греции, находится на Аргосской равнине в Восточном Пелопоннесе. Окружен массивными стенами циклопической кладки, доступ в город открывался через монументальные Львиные ворота (рис. 94). На вершине холма обнаружены остатки дворца, ниже на склоне частично сохранились остатки домов. Постройки нижнего города, вне стен, известны лучше. Подземные резервуары обеспечивали защитников города водой. За воротами находились шахтовые гробницы круга А, обнаруженные Г.Шлиманом в 1874 г. В 6 гробницах находились разнообразные металлические изделия высокого художественного уровня — оружие, сосуды для питья, драгоценности, маски (фото 59), а также керамика 16 в. до н.э. Над могилами установлены стелы, на которых вырезаны изображения колесниц, сцен охоты и спиральный орнамент. В 1951 г. найден второй круг шахтовых гробниц, относящийся к более раннему времени и не такой богатый. Потомков царской семьи хоронили в больших толосах, ошибочно приписываемых персонажам гомеровского эпоса, Атрею, Клитемнестре и др. Город устоял перед событиями 13 в. до н.э. лучше, чем другие города континента, но около 1100 г. до н.э. был разрушен, сохранившись в руинах и легендах.

    Микены. Львиные ворота. Крито-Микенская цивилизация. (Фото Лимарева В.Н.)

    Рис. 94. Микены. Львиные ворота.

     Золотая маска из V шахтовой гробницы в Микенах.Крито-Микенская цивилизация.

    Фото 59. Золотая маска из V шахтовой гробницы в Микенах.

    Микенские воины охотятся на львов. Крито-Микенская цивилизация.

    Рис. 93. Микенские воины охотятся на львов
    (инкрустированный кинжал из V шахтовой гробницы в Микенах).

    МИКЕНЦЫ (англ. Mycenaeans), в строгом смысле обитатели Микен, термин подразумевает также народ позднебронзового века, населявший Восточную и Южную Грецию и сопредельные районы, имевший ту же культуру и язык. Самоназвание этого народа — ахейцы, их достижения зафиксированы в легендах классического периода. Предки М., по-видимому, появляются в Греции около 2000 г. до н.э., с ними распространяется минийская керамика, а также индоевропейский язык. Микенская цивилизация возникает около 16 в. до н.э., обогатившись многими признаками материальной культуры минойцев. Поздние источники сообщают также о прибытии новых правителей, авантюристов с Востока. К 1450 г. до н.э. могущество М. выросло настолько, что они взяли под контроль Кносс и восточносредиземноморскую торговлю, в т.ч. кипрской медью (см. Гелидония). Торговля распространилась также на центральное Средиземноморье и континентальную Европу, одним из предметов потребления был балтийский янтарь. Период гегемонии Микен продолжался около 150 лет, пока ряд событий на материке не положил ей конец. Причины упадка до сих пор не ясны. Троянская война в конце 13 в. до н.э. является свидетельством неспокойного положения к востоку от Эгейского моря. Имеются сведения о депопуляции в Южной Греции, примерно в то же время открывшей дорогу вторжению дорийцев и заморским миграциям греков. М. жили в цитаделях, обнесенных мощными стенами, за ними находились дворцы типа мегарона, примеры которых находятся в Микенах, Тиринфе и Пилосе. Заимствованы многие минойские признаки — фрески, расписная керамика (фото 58), мастерски выполненные печати, художественные металлоизделия, глиняные таблички и т.д. (рис. 93). Линейное письмо Б отражает отношения двух цивилизаций, оно является приспособлением для нужд греческого языка минойской письменности, освоенной пришельцами с материка, которые захватили Кносс. Письмо постепенно появляется на многих континентальных памятниках, в нем содержится большое количество информации о М. Могильники располагались вне городских стен. В самих Микенах найдены чрезвычайно богатые шахтовые гробницы начала периода (фото 59), отмеченные прекрасными резными стелами. Обнаружены также более распространенные камерные гробницы и толосы. Хотя период могущества Микен был недолгим, их влияние распространилось чрезвычайно широко, от Амарны в Египте до Трои, западной границей являются Сицилия и Сардиния, северной — Балтика и Британия.

    Микенский стремевидный сосуд с изображением
осьминогов. Крито-Микенская цивилизация.

    Фото 58. Микенский стремевидный сосуд с изображением осьминогов.

     3. ФЕСТ (Phaestos или Phaistos).

    Минойский дворец на юге о. Крит, раскапывался итальянскими археологами с 1900 г. Вершина холма была срезана при сооружении дворца в среднеминойском  / II периоде (1900 г. до н.э.), большая часть неолитических и раннеминойских отложений уничтожена. Планировка дворца типична для минойской культуры — большой центральный двор окружен парадными залами, жилыми помещениями и обширными хранилищами. В среднеминойском III периоде узкий западный вход расширен до размеров двора со ступеньками по сторонам, возможно для тавромахии. В позднеминойском периоде, хотя дворец продолжал существовать, административный центр перемещается в Агиа-Триаду — находится в 2 милях (3,2 км) к западу. Дворец возвышался над городом, которому до сих пор уделялось недостаточное внимание. Во дворце сохранились некоторые фрески, к числу важнейших находок принадлежат великолепные среднеминойские вазы стиля камарес и загадочный «Фестский диск». Последний представляет собой глиняный диск диаметром 6 дюймов (15,2 см), на обеих сторонах по спирали выдавлены знаки (рис. 171). Символика указывает на анатолийское происхождение, но убедительная расшифровка до сих пор не выполнена.

    Фестский  диск. Крито-Микенская цивилизация.

    Рис. 171. Фестский диск.

     3. АГИА-ТРИАДА(Hagia Triada).

    Минойский дворец на юге Крита в 2 милях (3,22 км) к западу от Феста. По-видимому, заменил последний в качестве царской резиденции в 1600 г. до н.э. и существовал в течение двух веков позднеминойского I периода. Небольшой город вокруг него сохранился и позже. К позднеминойскому III периоду принадлежит наиболее интересная находка — керамический саркофаг, в росписи которого изображены сцены погребального ритуала, возлияния, жертвоприношения и т.д. (рис. 1). Хорошо известна также «Ваза со жнецами», каменный ритон, изображающий в барельефе прекрасную сцену праздничной процессии жнецов.

    Деталь изображения на саркофаге из Агиа-Триады. Крито-Микенская цивилизация.

    Рис. 1. Деталь изображения на саркофаге из Агиа-Триады.

    КАМАРЕС (Kamares), пещера, священное место в минойской культуре, расположена на склонах горы Ида (о. Крит) выше гФест. В числе вотивных даров — посуда среднеминойского периода (1900–1600 гг. до н.э.), расписанная красной и белой краской по черной основе, название К. получил стиль керамики.

     

    ОБ АВТОРАХ

    Уорвик Брей — преподаватель американской археологии в Лондонском университете. Степени магистра гуманитарных наук и доктора философии он получил в Кембридже (Сент-Джонс-колледж), руководил раскопками в Англии, Италии, Колумбийских Андах. Автор известной книги «Повседневная жизнь инков».

    Дэвид Трамп — преподаватель Кембриджского университета. Образование получил в Пэмброкском колледже, где был удостоен степени доктора философии. Был куратором археологии в Национальном музее Мальты. Проводил раскопки во многих странах. Автор книг «Центральная и Южная Италия в доримскую эпоху» и «Скорба: первобытная культура Мальты».

  • главная