Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

С любовью к своим предкам.

Часть2. Похоронный обряд в Китае.

 1. В день смерти в рот покойного клали кусочек золота или серебра, завернутый в белую бумагу, за отсутствием такового у бедняков, покойники могли довольствоваться серебряной монетой или даже кусочком сахара.

Обычай требовал, чтобы в знак постигшего горя родственники усопшего снимали  с себя все украшения, растрепывали одежду, оголяли ноги и в таком виде громко кричали, причитали, скорбя об усопшем и давая знать соседям о случившемся. Друзья и соседи приходили в дом усопшего и присоединяли свой голос к крикам и причитаниям, чтобы утешить несчастных родственников. На покойника надевали всю лучшую одежду, связывали ноги у колен: если не сделать этого, он мог неожиданно вскочить, преследовать живых людей и душить в своих объятьях.

2. Затем покойника  клали в добротный гроб. Гробы обычно готовили загодя, считалось признаком хорошего тона, если сын дарил в день рождения престарелому родителю гроб или похоронные одежды. Приготовленный заранее гроб бережно хранился в доме до смерти того, кому он был предназначен. По древнекитайским понятиям «приготовиться к смерти» означало: купить при жизни гроб и похоронную одежду или иметь достаточную сумму денег для покупки того и другого.

Иногда в состоятельных семьях гроб наполняли драгоценными камнями, золотом, серебром, жемчугом мелочью, которую покойник любил при жизни, иногда клали его любимые книги, написанные покойником сочинения.

3. Накануне похорон совершалась церемония устрашения злых духов. На всем пути следования похоронной процессии буддийские и даосские монахи проходили по тем улицам, где на следующий день должна была двигаться похоронная процессия, кропя все вокруг святой водой и ублажая духов звуками музыки.

Рано утром в день похорон сжигали временный навес, устроенный перед домом покойного. В момент, когда поднимали гроб, родные выбегали из комнаты, чтобы дух усопшего не навлек на них беду.

Моление у могильно кургана.

4. Китайцев старались похоронить на родовых кладбищах. Многие семьи владели участками земли, которые не отчуждались властями и передавались из поколения в поколение. По древним традициям   родовая земля вообще не подлежала продаже, и даже в тех случаях, когда это правило нарушалось, участок родового кладбища сохранялся за прежним владельцем.

Чтобы создать усопшему прохладу, могилы обсаживали деревьями. Корни деревьев укрепляли надгробные курганы. Рядом с курганом ставили маленькие кумирни, куда родные вызывали дух покойного для принятия  жертвоприношений.

Для того чтобы тщательно подготовиться к похоронам, труп именитого покойника оставлялся не погребенным до 100 дней. Иногда все это время труп хранили при монастырях, где, в исключительных  случаях, он мог храниться годы. Чтобы похоронить достойно и на хорошем месте никогда не жалели средств.  Наиболее удачными местом считался холм, спускающийся к воде,  к  роще или глубокому ущелью недалеко от возвышенности. Человеку, который похоронил предка в неудобной могиле, грозила беда - гнев покойного… Иногда при поиске места захоронения сталкивались интересы нескольких семей, что приводило к конфликтам и даже к кровавым стычкам. Часты были случаи, когда богатые люди не церемонились с бедными, если, по их мнению, подходящее место для захоронения находилось во владениях бедняка.

5. Непременным атрибутом похоронной процессии был белый петух, в которого, по убеждению верующих, переселялась душа покойного. Петуха резали на могиле, и, благодаря этому, душа вновь соединялась с телом.

Прежде чем опустить гроб в землю, родственники усопшего с рыданием отвешивали низкие поклоны. Старший сын подходил к поставленному перед гробом жертвенному столу, становился на колени, зажигал благовония, возливал вино на землю и произносил молитву такого содержания: «Глубоко опечален тем, что потерял тебя. Уже заколочен гроб, и ты навсегда оставил нас. Твой гроб будет передан погребению, и вскоре на твоей могиле воздвигнут высокий холм. Я сам стану неусыпным его стражем. Какая невыносимая печаль! О чем осмеливаюсь сообщить».

Родственники и знакомые  совершали поклоны, и гроб на веревках опускали в могилу.  Монахи произносили краткое надгробное слово, убеждая душу мертвеца оставаться в теле. Затем сжигали бумажные изображения хозяйственных и других предметов. На могильном кургане устанавливали надгробную каменную плиту, на которой гравировалась надпись с именем покойного.



  • главная