Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

С любовью к своим предкам.

Часть4. Траур об умерших.

1.По древнему обычаю, траур по родителям следовало соблюдать три года, но фактически этот срок был меньше. Муж носил траур в течение года. Жена по мужу должна носить траур всю жизнь.

Во время траура по отцу или матери сын не должен был причесываться и бриться, не имел право есть мясо, пить вино, смеяться, слушать музыку. Не разрешалось в это время праздновать календарные или семейные праздники и т. д.

Сыновьям, дочерям, женам в знак траура по родителям и мужьям полагалась  в первый год носить одежду белого цвета, во второй год – серого и в третий – черного.

Соблюдение траура считалось не только семейным, но и общественным делом. Родственникам умершего представлялось право временно уйти со службы,  на период траура за ним сохранялись определенные льготы. Соседи проявляли внимание к родне умершего, стараясь не тревожить их громкой речью, пением и музыкой, не быть назойливыми. Человек в трауре, согласно древним обычаям, должен постоянно находиться в состоянии сосредоточения.

2. Обычай требовал навещать могилы предков не менее одного раза в год.  Неухоженная могила означала, что потомки усопшего скончались или покинули родные места. В первую половину апреля наступал праздник могил.  Этот праздник иначе называется «приведением в порядок могильных курганов». Церемония приведения в порядок могил могла продолжаться до тридцати дней. Первый день считается самым торжественным.

Могилу тщательно убирали: первым делом вырывая сорную траву, очищая от мусора.

Пища приготовленная духам умерших преков в Храме Предков на острове Пенанг (Малайзия)

Над могильным курганом произносилась молитва. Продукты питания  и «жертвенные деньги» приносятся в жертву духам покойников. Возле могилы ставят столик, на который кладут табличку с именем покойного. Зажигают свечи, ставят на столик тарелки с едой. Старший сын отвешивает несколько земных поклонов, давая обет верности, и произносил молитву, смысл которой в том, что он не забывает своего предка и выполняет сыновей долг. Он просил у покойного обеспечить их семейству процветание и известность. И обещал всегда находиться на страже спокойствия предка… Затем старший сын почтительно предлагал принять жертвоприношения, расставленные на столике, которые принесены предку в знак глубокого уважения. После этого проголодавшаяся семья съедала все приготовленное для духа предка.  Несколько горстей земли клали на могильный курган. Затем втыкают в него палка, к которой привязана полоска белой материи. Этим знаком  семьи оповещают соседей и чиновников, что  могила усопшего не забыта родственниками.

Важно церемонию завершить до захода солнца, так как духи предков, которые проводили время с потомками, должны  были вернуться в могилу перед тем, как на ночь закроются городские ворота. Самым страшным оскорблением, какое можно нанести китайцу, считалось разрушение могилы предков.

Если могила три года  подряд не приводилась в порядок, она считалась брошенной, и земельный участок власти могли продать другому лицу.

В статье использовались материалы из книги В. Я. Сидихметова  «Китай: страницы прошлого». Смоленск  «Русич» 2000.


  • главная