Лимарев В.Н.
Суперэтнические ценности латинской цивилизации.
Христианство, глубоко пустив корни среди народов Европы, несло в себе заряд огромной нравственной силы.
Из религии избранных она стала религией масс, и именно благодаря этому произошел расцвет итальянского суперэтноса.
Европейскими народами были приняты нравственные принципы, которые проповедовал Иисус Христос и верхи и низы общества стремились жить по «божьим законам».
Как жить по «божьим законам» определила католическая церковь, возглавляемая Папой Римским. На вершине своего могущества, которого церковь достигла в 13-14 веках, все короли Европы совершали те или иные свои действии с оглядкой на моральную оценку их Папой Римским.
В период с 1250 года (после смерти императора «Священной Римской империи» Фридриха 2) и до «вавилонского пленения церкви» в 1305 году власть церкви была абсолютной: только с её благословения престол занимали правители в государствах Европе.
«Церковь освещала своим авторитетом
средневековый феодальный строй и была духовной руководительницей феодального общества»
(А.Н Бадак и др. «История средних веков».)
Короли в Европейских государствах пытались строить образцовые
христианские государства и очень успешно.
Людо́вик IX Свято́й, (годы
правления 1226-1270), не случайно получил прозвище «святой», так как он считал, что его миссия была в том, чтобы создать
во Франции образцовое христианское государство, и он обязан править в
соответствии с христианской моралью. Авторитет королевской власти вырос, люди
верить в то, что королевская власть от Бога.
Благодаря этому королю-христианину, Франция в конце 13 века начале 14
века стала самым могущественным государством в Европе.
Супеэтническими
ценностями средневековья является и
рыцарская культура.
Рыцари признавали
духовное руководство церкви, под влиянием которой они прекратили междоусобные
грабительские войны между феодалами и выступали как защитники христианских
ценностей.
Войны, в которых они
участвовали, шли с благословения церкви и в понятиях рыцарей были справедливыми.
У рыцарей был кодекс чести.
Рыцарская
культура выработала сложные рыцарские ритуалы,
рыцарские состязания турниры в которых
они совершенствовали владение оружием.
В рыцарской среде
создавались военные песни, прославляющие подвиги рыцарей, появились рыцарские
романы и рыцарская любовная лирика.
Составной часть
средневековой культуры - жизнь под покровительством церкви от рождения до
смерти, выполнение ежедневных
христианских ритуалов, регулярное посещение церкви, и выполнение священнодействий-таинств:
крещение, миропомазание, причастие, покаяние, бракосочетание, елеопомазание…В
соборе проводились мистерии сопровождаемые музыкой и пением. Особенно
торжественные мистерии, проходили в религиозные
праздники, где не было грани между участниками и зрителями, и толпа,
переполненная любовью к Богу, приходила
в состояние экстаза.
В городе существовал
средневековый театр, в котором проигрывались, в большинстве случаев, библейские
сцены, так религиозные шествия. Частью средневековой культуры было поклонение
святым реликвиям, которыми являлись останки святых, а так же их вещи,
паломничество к святым местам.
Общей идеей
средневековья была распространение и защита христианских ценностей. Священные,
по мнению участников, справедливые войны против неверных и еретиков.
Взгляд на
мироустройство определили философы-схоласты.
У истоков
католического мировоззрения стоит философ Алкуин Йоркский (730-804), его
мировоззренческие концепции явились базовой основой формующегося латинского (католического) мировоззрения.
Одной из характерных черт средневекового мировоззрения, в духе которого воспитывались народные массы, был аскетизм. Согласно аскетизму, человеческий мир представлялся воплощением греха и зла. Обязанность верующего человека была постепенное освобождение от земных оков, чтобы подготовится к переходу в лучший, загробный мир. Для этого церковь рекомендовала посты, покаяния.
Значимую роль в средневековье играли монахи, они были для мирян не только эталоном нравственной чистоты, но и очень часто заступниками от произвола знати. Кроме этого они занимались религиозным просвещением масс, были учителями нравственности, проповедуя любовь к своему ближнему, рассказывая о человеколюбии Христа.
Философия Фомы Аквинского (1225-1274) это не только завершение формирования средневековой философской концепции, но и является истоком современного мировоззрения, т.е. моральных ценностей современной Западной цивилизации.
После принятия обществом
и переосмысливания философской концепции Фомы
Аквинский наступил закат (старость) латинской цивилизации.
главная