О иероглифах и написании их. (Образование и воспитание в Китае в период правления маньчжурской династии Цин.)

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Образование и воспитание в Китае в период правления маньчжурской династии Цин.

2. О иероглифах и написании их.

Страница из китайской книги.

Главное внимание в школах уделялась изучению иероглифов Общее количество иероглифов доходит до 80 тысяч. Многие иероглифы употребляются очень редко, так как встречаются только в классических литературных произведениях. Для чтения большинства текстов достаточно знать 10 тысяч иероглифов. Из них наиболее употребляемы всего 2 тысячи.

Китайская ученость состоит не только в том, чтобы знать иероглифы, но и уметь их писать. Иероглифы не только должны быть понятно написаны, но и красиво выглядеть. В Китае распространена поговорка “почерк – картина души”. Каллиграфия, по сути, является в Китае искусством. Каллиграфист, мастерски умеющий писать иероглифы, пользовался таким же уважением, как и художники и поэты. Знаменитые каллиграфисты часто были и знаменитыми художниками, а иногда и поэтами. Например, известный поэт и художник Ван Вэй (699 -759) был и известным каллиграфистом.

Для того, чтобы писать иероглифы красиво и изящно, необходимо было иметь бумагу, тушь, кисточку и тушечницу. Все эти предметы были предметами культа китайской интеллигенции. Китайский поэт Су Цзымэй говорил, что “светлое окно”, чистый стол, прекрасная кисть, тушь, бумага и тушечница доставляют эстетическое наслаждение.

Состоятельный человек обязательно стремился иметь кабинет-библиотеку, где хранились конфуцианские книги. Это считалось признаком учености и мудрости, ибо через книги хозяин кабинета “советовался” с мудрецами.



  • главная