Образование и воспитание в Китае в период правления маньчжурской династии Цин.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Образование и воспитание в Китае в период правления маньчжурской династии Цин.

3. Обучение в школе.

Ученье свет...

В 19 веке- начале 20 века в Китае все школы были платными, и обучение продолжалось круглый год с небольшими перерывами на время новогодних праздников. Школы подразделялись на школы двух ступеней. В деревнях были школы первой ступени. В уездах второй ступени. Учились только мальчики, девочки получали воспитание в домашних условиях.

Мальчики в семь лет переступали порог школы, имея при себе кисточку для написания иероглифов, тушь и тушечницу. Ученика сразу учили уважению к своим наставникам. Высшим авторитетов считался Конфуций и поэтому, переступая порог школы, ученик кланялся портрету Великого учителя. Затем зажигали свечи в честь школьного учителя, и новый ученик торжественно кланялся ему троекратно. С этого момента учитель становился его духовным наставником на все годы обучения. Учитель давал ученику школьное имя. Имя должно было отражать определенные успехи в учебе и, вероятно, менялось в процессе обучения. Учитель мог дать ученику следующие имена: “Сметливый в знании” или “Первый ученик”.

В начале первого года обучения ученику в качестве учебника вручали “Саньцзыцзин” (“Троесловие”). В троесловии каждая строка состояла из трех иероглифов. Троесловие было написано в 13 веке и кратко излагало сущность конфуцианской морали.

Ученик обязан был заучить наизусть рассуждения такого рода: “существуют три категории отношений: между государем и чиновниками, отцом и сыном, мужем и женой; первое основывается на справедливости, второе - на любви, третье - на покорности.

Затем дети переходили к зазубриванию другого старинного текста “Байцзясин” (“Фамилии ста семей”), написанного в10 веке. Книга содержала список часто встречающихся китайских фамилий.

После изучения списка фамилий, ученики приступали к изучению “Цяньцзывэнь”. Текст написанный в 6 веке, и состоит из 1000 иероглифов, из которых ни один не повторяется. Всю тысячу иероглифов надо было знать наизусть.

Затем ученики изучали “Книгу о сыновнем благочестии”. В понятие сыновнего благочестия вкладывалась не только любовь к своему отцу, но верноподданнические чувства к государю.

Обучение в начальной школе продолжалось 7-8 лет. Школьники успевали вызубрить 2-3 тысячи иероглифов и приобрести элементарные знания по китайской культуре и китайской истории. О других странах ученикам не рассказывали, даже о странах граничащих с Китаем. Китайцы должны были себя ощущать центром мира. Все народы, которые находятся за пределами Китая, считались варварскими народами. Математика преподавалась на самом элементарном уровне, естественные науки вообще не преподавались. Человек, имеющий хорошие знания по математике, физике, химии, как и по другим естественным наукам не считался ученым, а считался ремесленником, к которому соответственно и относились как к ремесленнику.



  • главная