Школьный устав в китайской школе 19 века.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Образование и воспитание в Китае в период правления маньчжурской династии Цин.

4. Школьный устав 19 века.

Ученик в Китае 19 века.

“Все воспитанники приходят в школу с рассветом. Войдя в училище, нужно приветствовать вначале Конфуция, а потом учителя.

При уходе из школы нужно поклониться Конфуцию и учителю так же, как утром. Никто, какого бы ни был возраста, не исключается из этих правил.

Прейдя домой, нужно приветствовать сначала домашних духов, потом своих предков, а затем отца, мать, дядей и тетей.

Ученик должен любить и сохранять свои книги от повреждения.

Выйдя из школы, каждый ученик идет своей дорогою, всякие сборища запрещаются.

Вещи, употребляемые в школе, ограничиваются учебными книгами и принадлежностями: бумагой, тушью, кисточкой и тушечницей. Всякая увеселительная книга препятствует прилежному ученику и не должна быть терпима в школе, равно как и излишние деньги и игрушки.

Ученик, сидя на своей скамье, должен сохранять приличный вид: не класть ногу на ногу, не озираться направо и налево. На улице ученик не позволяет себе бросаться черепицами, прыгать и резвиться, он должен идти смирно и ровным шагом.

Каждому ученику полагается продолговатый столик с двумя выдвижными ящиками для книг и бумаги и высокий деревянный стул.

Учитель в Китае 19 века.

Правила для учителей.

Учитель с учениками должен вести себя строго, сохраняя неподвижное выражение лица. Между учителем и учеником допустимы только формальные отношения. Учитель, который позволит себе неформальную беседу с учеником считается потерявшим авторитет учителя. Каждый раз, когда ученик приходит в школу, должен слышать строгий голос учителя. Не допускается учителю во время или после занятий рассказывать ученикам рассказы из жизни детей, веселые истории. Учитель, нарушивший подобный запрет, считается совершившим аморальный поступок. Детской литературы в Китае никогда не было. Ученик сразу учился по книгам для взрослых. Важно было не понимание прочитанного, а запоминание текста. Хороший ученик любой текст из книг Конфуция должен ответить без запинки. Ученик считается способным, если он имеет хорошую память. Ученик должен не задумываясь воспринимать изречения древних китайских мудрецов как аксиому, переосмысливание священных текстов и переоценка событий китайской истории считается неслыханным богохульством, попыткой потрясти основы общества и внести смуту в сознание народа.

Для наказания непослушных учитель должен иметь бамбуковую палку.



  • главная