Карьера китайского ученого.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Образование и воспитание в Китае в период правления маньчжурской династии Цин.

 

6. Карьера китайского ученого.

Китайский ученый.

Затем можно было сдавать экзамены на следующую ученую степень "цаюйжэнь".

Они проходи примерно в той же обстановке, но требовали более глубокого знания сочинений Конфуция.

Обладатели этой ученой степени имели право сдавать экзамены на следующую и последнюю ученую степень “цзиньши”. Эти экзамены проводились под наблюдением самого императора.

Сочинения во время дворцовых экзаменов следовало строить по строгому шаблону Согласно одному из императорских указов:

“Сочинения должны начинаться предложениями: “ Я слышал…” или “Я отвечаю…Вводный параграф должен иметь от четырех до восьми строк из 24 иероглифов каждый. Второй параграф должен начинаться фразой: “Я почтительно понимаю, что ваше высочество” и т.д.

В определенном порядке экзаменующийся должен использовать фразы:

“ С исключительным прилежанием, изучая императорские указы, слуга вашего Величества находит это…”

“Императорский указ так же говорит…” и другие.

Сочинение необходимо завершать словами: “Будучи неучем, лишенным опыта, слуга Вашего Величества едва ли может избежать высказывать то, чего не следует говорить, и, следовательно, обидеть ваше императорское достоинство”.

Излагая какую-нибудь мысль или рассуждение, соискатель обязан был сохранять древнюю фразеологию, избегая современных выражений.

Число “цзиньши” было небольшим, в 19 веке порядка 300 человек в год.

Выдержавшие экзамен на степень “цзиньши” могли быть зачислены в Придворную академию. Звание академик считалось высшим званием. Академики выдвигались на высшие ступени чиновничьей иерархии и получали ответственные посты при императорском дворе, а также титул “историка императорского двора”.



  • главная