Книги писателя Лимарева В.Н.

Историк Моммзен о кельтах и завоевании Галлии римлянами.

Кельты, жившие в Галлии, находились ещё на той стадии развития, которая характеризуется преобладанием родового быта:  роды жили особыми поселками. 

Политическими единицами у кельтов являлись кланы, роды, управляемые отдельными князьями. Города представляли собой  укрепленные   торговые пункты.  

Во многих кланах выделялись лица и целые семейства, которые обладали такими богатствами и таким влиянием, что перед ними власть князя совершенно бледнела.  Результат этого было господство кулачного права. Чтобы найти защиту или поддержку бедным людям приходилось обращаться к кому-либо из богатых. Богатые и знатные стремились сохранить такой порядок вещей, а масса населения требовала восстановления власти князей, и на этой почве шли непрерывно смуты.

При значительной раздробленности кельтов у них было все-таки живо сознание  или, скорей чувство  своего национального единства: друиды, общая всем кельтов жреческая организация, во многих поселках играли  и политическую роль  и объединяли Галлию, Британию и, быть может, и другие страны, населенные кельтами.

Сознание национального единства развивалась у кельтов благодаря столкновениям с римлянами и германцами, подобно тому, как у латинов это сознание окрепло именно при давних ещё столкновениях с галлами. Сил, которые могли бы объединить все племена кельтов, у них не создавались; ни друиды, ни аристократия неспособны были  этого достичь, потому что преследовали исключительно свои сословные интересы и в то же время были довольно влиятельны, чтобы помещать кому-то  ни было другому объединить страну.  Поэтому вся Галлия распалась на множество  отдельных и не очень прочных союзов: внутри каждого постоянно отношения колебались между превращением союза в гегемонию и полным его распадением, отдельные союзы враждовали  и соперничали друг с другом и были совершенно не способны предпринимать одновременно и согласно какие-либо значительное действия.

Народный характер кельтов отмечен чертами, которые не обозначили это племя видной роли среди других великих народов.  При несомненном уме, кельты отличались большим легкомыслием. Блестящая храбрость соединялась у них с отсутствием всякой выдержки и со склонностью серьезное дело мешать с шуткой ими насмешкой.

Не любя упорный труд, кельты до смешного предавались удовлетворению своего любопытства, которое совершенно у них вытесняло любознательность. Некоторые черты цивилизации кельтов ставят её ближе к нашей, современной цивилизации, чем к эллинским или латинским цивилизациям.  Таковы значительная роль духовенства в жизни народа, развитие знати, похожей на средневековое рыцарство, наконец, и всего более, попытка, хотя и весьма несовершенная, развить государственную жизнь не на основе городской общины, а из племени, т.е. на основе национальности.

Две Ники над римским жертвенником. Римский  святильник. Эрмитаж.  Фото Лимарева В.Н.

Ко времени столкновения с Цезарем кельтская народность, по-видимому, уже клонилась к упадку. Она прошла высший пункт  своего собственного развития, какое была способна создать, но ничего истинно великого не выработала. Кельты к этому времени утратили много преимуществ, свойственным народам на первоначальной ступени развития, и не приобрели ещё тех, какие даются широкою культурою, когда она глубоко  проникает весь народ.

Римляне распространили среди кельтов свою торговлю, главным предметом которой было вино, страстно любимое кельтами, и предметы роскоши, тоже оказывающие на них притягательное влияние. Некоторые племена законами запретили торговлю с Римом, но законы эти оказались бессильны остановить её. Как часто наблюдается в отношениях между народами, значительно различающимися по степени своей культуры,  здесь  торговля предшествовала  завоеванию и вела его за собой.

С востока теснили их германцы, ещё не окончательно вышедшие из кочевого образа жизни.

В разных кельтских племенах партии, боровшиеся между собой, постоянно перемешивали при внутренних смутах  свои домашние споры с борьбой с внешним врагом: обыкновенно одна партия искала поддержки у германцев, другая у римлян.

Перед завоеванием Галлии, в 58 г до н.э.,  Цезарь нанес поражение германским племенам вторгшимся в Галлию.

Весной  57 года  до н.э. Цезарь с  8 легионами пошел на север, чтобы утвердить римское владычество  над племенами,  жившими по нижнему течению Рейна. Против Цезаря выступило огромное ополчение до 300 тыс. человек.  Цезарь не решился немедленно вступить в битву и расположился укрепленным лагерем, ожидая, что враги его не смогут так долго стоять на одном месте  в таком количестве. Он не ошибся: среди кельтов началось  несогласие, к тому же снабжение провиантом было совершенно не организовано. Огромная армия быстро как бы растаяла, её остатки Цезарь преследовал, словно он её разбил.

Двигаясь далее к северо-востоку, Цезарь вновь встретил сопротивление, и около Намюра разыгралась большая битва, в которой римляне были застигнутые врасплох. Оказались в опасном положении, но благодаря распорядительности  и храбрости Цезаря , который сам бился в первых рядах, одержали победу. Она отдала под власть Рима всю область от границы провинции Нарбонны до устья Рейна.

В следующем 56 г до н.э. Цезарь покорил всю область от устья Рейна до Британи.

К 55 году до н.э. Цезарь укрепил владычество Рима на всем пространстве Галлии.

Источник:

Т. Моммзен. «История Рима».

  • главная