Историк
Моммзен о кельтах и завоевании Галлии римлянами.
Кельты,
жившие в Галлии, находились ещё на той стадии развития, которая характеризуется
преобладанием родового быта: роды жили
особыми поселками.
Политическими
единицами у кельтов являлись кланы, роды, управляемые отдельными князьями.
Города представляли собой укрепленные
торговые пункты.
Во
многих кланах выделялись лица и целые семейства, которые обладали такими
богатствами и таким влиянием, что перед ними власть князя совершенно
бледнела. Результат этого было
господство кулачного права. Чтобы найти защиту или поддержку бедным людям
приходилось обращаться к кому-либо из богатых. Богатые и знатные стремились
сохранить такой порядок вещей, а масса населения требовала восстановления
власти князей, и на этой почве шли непрерывно смуты.
При значительной
раздробленности кельтов у них было все-таки живо сознание или, скорей чувство своего национального единства: друиды, общая
всем кельтов жреческая организация, во многих поселках играли и политическую роль и объединяли Галлию, Британию и, быть может,
и другие страны, населенные кельтами.
Сознание
национального единства развивалась у кельтов благодаря столкновениям с
римлянами и германцами, подобно тому, как у латинов это сознание окрепло именно
при давних ещё столкновениях с галлами. Сил, которые могли бы объединить все
племена кельтов, у них не создавались; ни друиды, ни аристократия неспособны
были этого достичь, потому что
преследовали исключительно свои сословные интересы и в то же время были
довольно влиятельны, чтобы помещать кому-то
ни было другому объединить страну.
Поэтому вся Галлия распалась на множество отдельных и не очень прочных союзов: внутри
каждого постоянно отношения колебались между превращением союза в гегемонию и полным
его распадением, отдельные союзы враждовали
и соперничали друг с другом и были совершенно не способны предпринимать
одновременно и согласно какие-либо значительное действия.
Народный
характер кельтов отмечен чертами, которые не обозначили это племя видной роли
среди других великих народов. При
несомненном уме, кельты отличались большим легкомыслием. Блестящая храбрость соединялась
у них с отсутствием всякой выдержки и со склонностью серьезное дело мешать с
шуткой ими насмешкой.
Не любя
упорный труд, кельты до смешного предавались удовлетворению своего любопытства,
которое совершенно у них вытесняло любознательность. Некоторые черты цивилизации
кельтов ставят её ближе к нашей, современной цивилизации, чем к эллинским или
латинским цивилизациям. Таковы
значительная роль духовенства в жизни народа, развитие знати, похожей на
средневековое рыцарство, наконец, и всего более, попытка, хотя и весьма
несовершенная, развить государственную жизнь не на основе городской общины, а
из племени, т.е. на основе национальности.
Ко
времени столкновения с Цезарем кельтская народность, по-видимому, уже клонилась
к упадку. Она прошла высший пункт своего
собственного развития, какое была способна создать, но ничего истинно великого
не выработала. Кельты к этому времени утратили много преимуществ, свойственным
народам на первоначальной ступени развития, и не приобрели ещё тех, какие
даются широкою культурою, когда она глубоко
проникает весь народ.
Римляне
распространили среди кельтов свою торговлю, главным предметом которой было вино,
страстно любимое кельтами, и предметы роскоши, тоже оказывающие на них
притягательное влияние. Некоторые племена законами запретили торговлю с Римом,
но законы эти оказались бессильны остановить её. Как часто наблюдается в
отношениях между народами, значительно различающимися по степени своей культуры,
здесь
торговля предшествовала
завоеванию и вела его за собой.
С востока
теснили их германцы, ещё не окончательно вышедшие из кочевого образа жизни.
В разных
кельтских племенах партии, боровшиеся между собой, постоянно перемешивали при
внутренних смутах свои домашние споры с
борьбой с внешним врагом: обыкновенно одна партия искала поддержки у германцев,
другая у римлян.
Перед завоеванием
Галлии, в 58 г до н.э., Цезарь нанес
поражение германским племенам вторгшимся в Галлию.
Весной 57 года до н.э. Цезарь с 8 легионами пошел на север, чтобы утвердить
римское владычество над племенами, жившими по нижнему течению Рейна. Против
Цезаря выступило огромное ополчение до 300 тыс. человек. Цезарь не решился немедленно вступить в битву
и расположился укрепленным лагерем, ожидая, что враги его не смогут так долго
стоять на одном месте в таком количестве.
Он не ошибся: среди кельтов началось
несогласие, к тому же снабжение провиантом было совершенно не организовано.
Огромная армия быстро как бы растаяла, её остатки Цезарь преследовал, словно он
её разбил.
Двигаясь
далее к северо-востоку, Цезарь вновь встретил сопротивление, и около Намюра
разыгралась большая битва, в которой римляне были застигнутые врасплох. Оказались
в опасном положении, но благодаря распорядительности и храбрости Цезаря , который сам бился в
первых рядах, одержали победу. Она отдала под власть Рима всю область от границы
провинции Нарбонны до устья Рейна.
В
следующем 56 г до н.э. Цезарь покорил всю область от устья Рейна до Британи.
К 55
году до н.э. Цезарь укрепил владычество Рима на всем пространстве Галлии.
Источник:
Т.
Моммзен. «История Рима».
главная