Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

 

Первые христианские монастыри  в Византии (4 - 5 век).

 

  • Религии мира.
  •   Монастырь (греч.- уединённое жилище) – форма организации общины монахов,  живущих по определенному уставу и соблюдающих религиозные обеты...

    ( Православие. Словарь атеиста.  Под ред. Н.С.Гордыенко)

    Разрыв между провозглашёнными идеалами и образом жизни высших священнослужителей в Восточной Римской империи ( Византии) привёл к тому, что отдельные люди, стремившиеся воплотить эти идеалы провозглашенные Иисусом Христом, отказывались от «мира», уходили из городов и становились отшельниками.

    Современные хижины монашеской буддиской братии в джунглях. Таиланд. Провинция Краби.(фото Лимарева В.Н.)

    Монашеское движение появилось в 4 веке, монахи селились в уединенных местах, и вели аскетический образ жизни. Иногда единоверцы находили единомышленников, и объединялись для совместного проживания. Эти поселения стали зародышами монастырей. Основателем первого монастыря считается Пахомий, бывший солдат римской армии, принявший христианство. Он создал монастырь на пустынном острове на Ниле (Египет). Вскоре появились и женские монастыри. Монастыри быстро распространились в Римской империи, так как шло становление официальной церкви, и все больше был отход бюрократического аппарата церкви от идеалов, которые проповедовали апостолы.

    Официальная церковь боролась с истинными последователями учения Иисуса Христа,   происходило выдавливание наиболее активных приверженцев чистоты религиозного учения из церковных общин.  Они вынуждены были искать утешение в уединении или  среди своих единомышленников. В монастыри уходили церковные бунтари, что снимало определенное напряжение между приверженцами новой религии.

    Монастыри вели общее хозяйство, преимущественно натуральное, что создавало существенную  независимость монастыря.  Хотя пожертвования богатых граждан подчас поступали  на содержание монастырской братии, но они не были основным источником дохода монастырей, так как монахи самоотверженно трудились и обеспечивали себя сами всем необходимым для поддержания  аскетического образа жизни.

    Независимость монастырей от бюрократического аппарата церкви, ставшего частью властных структур, раздражала власть имущих.

    В четвертом веке монашеское движение было независимо от церковной организации, но в 5 веке на Халкидонском соборе было принято решение о подчинении всех монастырей епископам соответствующих епархий, и для открытия новых монастырей требовалось специальное разрешение епископа. Перед монастырями был выбор или быть уничтоженными как еретическая организация или подчиниться властям.

     Большинство монастыри смерились и  стали частью церковной организации.

    Став частью церковной организации, монастыри не утратили своего значения в жизни человеческого общества. Они так же остались прибежищем  для наиболее радикально настроенных членов церковной общины. Кроме этого в монастырях сохранились достижения народов Римской империи по обработки земли и выращиванию различных сельскохозяйственных культур, наиболее передовые огратехнические приемы ведения хозяйствования и обработки земли, усовершенствовались не только методы ведения хозяйства, перенятые у римских землевладельцев, но  и сохранялись  для потомства.

     Монастыри сохранили литературные произведения античных авторов для бедующих цивилизаций. Своим примером ведения праведного образа жизни монахи подчас были эталоном (кумирами) для мирян и укором епископам, подчас отступающих от тех ценностей, которые были переданы Высшим Разумом людям через Иисуса Христа. Наконец монастыри сглаживали демографическую ситуацию в государстве, так как  монахи  давали обет безбрачия. Кроме этого в монастырях, так как монастыри подчас имели солидный доход, монахи  могли себе позволить   роскошь заниматься научными  изысканиями, и не только философского плана. Монахи подчас организовывали школы, и были, по сути, распространителями культуры и грамотности среди населения.

    Монастыри не только занимались  сельскохозяйственным трудом, но и в монастырях подчас были мастерские по производству церковной утвари, и не только для монастырских нужд. Порой монастыри представляли собой целые заводы – фабрики по производству товаров широкого потребления. Это было благородное дело, и поэтому я не раз буду воспевать гимн монахам – великим труженикам, мыслителям и просто порядочным людям.

    6 Августа 1999 г.

     

    Примечание:

    Когда я говорю с уважением о монахах -  это касательно той монашеской братии, которая своим трудом обеспечивала свое существование. Но, история знает много примеров, когда монахи становились паразитами в обществе, оставляя себе право, только молиться, право добывать хлеб в поте лица своего -  оставляя мирянам.

  • главная