Лимарев В.Н. Авторский сайт Лимарева В.Н.

 

Отцовское право вместо материнского права.

 

1. Как регулировали в Греции численность населения.

 

Венера и Марс (современный  рисунок)

Матриархат на материковой Греции, как утверждает исследователь Бахофен, к трудам которого обращается Фридрих Энгельс, имел свою специфику.

При увеличении численности   рода  в горных, плодородных долинах Греции  возникал избыток населения.  Род, заселяющий долину, регулируя численность населения, уничтожал   часть народившихся детей. Вероятно, сначала этим процессом занимались жрецы, а затем при патриархате - отцы детей.

Отголоски этих древних обычаев сохранились до середины первого тысячелетия до н.э.

В Афинах отец решал жить или не жить младенцу. Только в шестом веке, когда в Афинах была введена регистрация родившихся младенцев, отец лишался права убивать своих детей после регистрации, до регистрации он имел право поступать с ними по своему усмотрению. В Спарте судьбу родившегося  ребенка решал совет старейших: детей признанных дефектными сбрасывали в пропасть.

В Афинах, конечно, решали судьбу младенцев более демократично, но не менее жестоко.

 

2. Дефицит женщин при матриархате.

 

Статуэтка женщины. нач. 1 тыс. до н.э. Древняя Греция. Эрмитаж.

В конце второго тысячелетия - начале первого тысячелетия до н.э., в  большинстве случаев, убивали младенцев женского рода. В результате чего  нарушался баланс между численностью мужчин и женщин. Чтобы избежать стычек  мужчин из-за женщин практиковалось многомужество. В этой ситуации было сложно определить - кто фактически является отцом ребенка, и род вели по материнской линии.

Женщины, при этом, имели определенные права при  выборе: с кем они хотят вступить в интимную связь.

И это их право оберегалось родом.

Мать-царица становилась символом рода. Её материнское право, как и материнское право других женщин-матерей,  имело религиозно-мистическую окраску.

Жрицы утверждали, что человека поднявшего руку на женщину-мать будут преследовать некие страшные мифические существа  защитники  женщин, вокруг голов которых извиваются ядовитые змеи. Убийство матери считалось самым тяжким грехов из возможных. Сын же, убивший мать не имел прощения, так как имел кровное родство со своей жертвой.

 

3. Борьба за отмену материнского права.

 

В начале первого тысячелетия до н.э., в результате многочисленных войн гибло много мужчин, и количество мужчин и женщин стало уравниваться, но материнское право продолжало существовать.

Началась борьба мужчин за отмену материнского права, так как  права мужчин были сильно ограничены в отношении собственных детей.

Отмена материнского права означало переход от многомужества к единобрачию.

Этот переход в корне менял моральные устои общества.

Прежде всего, единобрачие предполагало, что на сексуальные контакты с царицей рода имел право только один человек – царь и, что женщина лишалась права неприкосновенности, то есть в случаи нарушения супружеской верности она могла быть строго наказана.

 

4. Клитемнестра убивает своего мужа Агамемнона.

 

Во времена походов греков на Трою  материнское  право ещё существовало.

Согласно древнегреческого эпоса «Агамемнон и его сын Орест»,  в то время, когда Агамемнон воевал в Трое долгие девять лет, его жена Клитемнестра  не стремилась хранить ему верность и выбрала себе в сексуальные партнеры Эгиста.

Агамемнон – герой троянской  войны  вернулся  из похода как победитель с триумфом.

 Клитемнестра  сделала вид, что обрадовалась его возвращению и пригласила помыться в бассейне. Когда Агамемнон  вышел из   воды, Клитемнестра набросила на него широкое покрывало, закрыв его лицо, и пронзила приготовленной секирой. С окровавленной секирой она вышла к народу и объявила, что убила Агамемнона и что теперь царем будет Эгист. Народ принял эту весть, как должное, так как Клитемнестра была защищена материнским правом. Не случайна была  её демонстрация того, что убийство совершила именно она, а не её любовник Эгист, так как  была уверена в своей безнаказанности.

 

Орест убивает Эгиста.

4. Орест убивает свою мать  Клитемнестру.

 

Сын  Орест после убийства матерью его отца  был вынужден бежать к царю Фокиды Строфию. Но, затем, когда ему исполнилось восемнадцать лет, он с другом тайно проник во дворец своего отца и убил как Эгиста, так и свою мать Клитемнестру.

Как убийцу матери, по мнению жриц  богини Эриннии,  его должны были лишить жизни. То, что он убил Эриста -  их не волновало. Спасаясь от жриц, Орест был вынужден бежать из родного города и искать защиту в Дельфах в храме Аполлона. Но и там он не чувствовал себя в безопасности. Из Дельф Орест  бежал в Афины, ища там защиту от преследователей, пытавшихся его схватить и судить по древним религиозным законам. 

 

5 Суд над Орестом.

 

Аполлон. 6 в   до н.э. Древняя Греция. Эрмитаж.

Оресту не удалось избежать религиозного суда

Суд над Орестом состоялся в Афинах

На суде выступили две противоборствующие стороны.

С одной стороны жрицы  Эринии, требующие расправы над Орестом - убийцей  своей матери. Жрицы Эринии утверждали, что Клитемнестра не состояла в кровном родстве со свои мужем, поэтому  убийство нельзя  квалифицировать как убийство близкого по крови человека.

Жрецы Аполлона утверждали, что Орест состоял в кровном родстве с Агамемнон, и поэтому имел право мстить за смерть своего отца.

 

6. Сторонники отцовского права  - победили в религиозном споре.

 

При голосовании по вопросу виновности Ореста в Афинах решающее слово принадлежало жрицам богини Афины, которые выступили за оправдательный приговор Оресту. Тем самым было подтверждено, что отец и мать имеют равное кровное родство с ребенком.

 Одержав  победу, сторонники отцовского права, стали трактовать роль отца в семействе главной.

Что касается служительниц Эринии, то им создали новое святилище у подножья холма Арес и стали их называть не жрицами Эринии – богини мщения за обиды, нанесенные женщине-матери, а служительницами богини Эвмениды – богини милостивой и благосклонной.

Орест приследуемый эриниями.

В  древнегреческом эпосе «Агамемнон и его сын Орест» рассказывается, что многие служительницы Эринии не смирились с торжеством отцовского права в Греции и ещё долго пытались преследовать оправданного Ореста.

В легенде указывают прямо, что только силой оружия жрецы храма Аполлона   заставили служительниц Эринии подчиниться новым  религиозным законам.

Когда толпа людей, возбужденная и ведомая служительницами Эринии, пыталась схватить Ореста и растерзать его, то была остановлена силой оружия.

 

Основные источники:

Фридрих Энгельс: «Происхождение семьи, частной собственности и государства»

Древнегреческий эпос: «Агамемнон и сын его Орест» в пересказе А.А. Нейхардт.

  • главная