Лимарев В.Н.
Парфия.
Парфия представляет собой узкую полосу плодородных оазисов, ограниченных сверху безбрежными песками Каракумов, а на юге - пустыней Деште-Кивир. Парфия охватывает южную часть Туркмении и северо-восточную часть Ирана.
(Г.А. Кошеленко «Родина Парфян»)
Парфянская держава возникла вскоре после распада державы созданной Александром Македонским. После распада державы, правителем в Парфии стал Андрагор, но правил недолго, кочевое племя парнов, под руководством своего вождя Аршака обрушилось на Парфию. Армия Андрагора была разбита, и он сам погиб в сражении. Изгнав македонские гарнизоны, Аршак в отношении к своим подданным проявил милосердие и справедливость. Ассимиляция парнов кочевников и парфянам земледельцев прошла очень быстро, и они уже к концу третьего века до н.э. в борьбе с греческими государства, смогли отстоять свою самостоятельность.
У Парфии была особая роль; это государство было связующим
звеном между Китаем и Западом.
Через Парфянское государство
проходить Великий Шелковый путь, и от Парфян, получали китайцы рабов. Долгое
время именно Парфия обеспечивала передвижение китайских караванов на запад.
Парфяне весьма оберегали свою монополию
на сухопутные торговые пути, делали специальные дорожные описания путей,
охраняли купеческие караваны, и препятствовали китайцам самостоятельно
достигнуть Рима. Парфия была буферной зоной между Востоком и Западом, и не случайно
на территории Парфии археологи находят,
как изделия с Востока, так и с Запада.
Главная задача, которую решала Парфия, как
буферное государство - ознакомление китайцев, не столько с западным
мировосприятием, сколько с мировосприятием индийцев, и в большей степени с
мировосприятием буддийцев. Вскоре после возникновения Парфянской державы,
буддийские монахи уже проповедовали на территории Парфии, и уже к концу второго
века до н.э., значительная часть восточных областей государства исповедовала
буддизм. Парфия, стала плацдармом, для проникновения буддизма в Китай. Об одном
из путей проникновения буддизма мы уже рассказывали посредством рабов, которых
Парфия поставляла на рынки Китая. Второй путь - купцы и миссионеры, прибывшие в
Китай по «Великому шелковому пути».
Первым миссионером, имя
которого увековечили китайцы - Ань Сюань. Он был Парфянским купцом, оставшимся
жить в Китае. Сообщают так же о парфянском принце Ань-Ши-гао. Он руководил
группой миссионеров в Китае во второй половине первого века, под его руководством были переведены на
китайский язык буддийские сочинения.
Кто больше сыграл роли рыбы
или миссионеры, при распространении буддизма в Китае - не столько важно.
Главное, что Парфия, прежде чем исчезнуть, выполнила свою миссию, проводника
буддизма в Китае. Существовала Парфия,
как коридор между Китаем и Западом со
второй половины третьего века до н.э. по начало третьего век нашей эры, пока была необходимость в
существовании этого государства.
Парфия в период своего
недолгого существования оказала большое воздействие на китайскую культуру в
период формирования суперэтнических ценностей империи
Тан.
главная